Создание совета – реализация одной из главных предвыборных инициатив Владимира Путина, обозначенной в его статье в «НГ» от 23.01.12.
Вчера президент Владимир Путин подписал указ о создании Совета по межнациональным отношениям и стал его председателем. Это первый шаг главы государства в реализации его предвыборной программы, обозначенной в семи авторских статьях накануне мартовской кампании. Выбор видится не случайным: проблема межнациональных отношений – вопрос выживаемости страны.
По словам источника «НГ» в администрации президента, при формировании совета ставка сделана на максимальное привлечение представителей диаспор и экспертов – при минимальном присутствии чиновников. Правительство представлено в совете главами Минрегионразвития, Минобразования, Минкультуры и ФМС. Замом Путина по линии кабинета министров стал вице-премьер Дмитрий Козак, в Кремле – первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин.
Они будут координировать работу совета, занимаясь контактами диаспор с чиновниками и экспертами. Собираться будет совет раз в полгода, его президиум – раз в квартал. Заметим: Совет по межнациональным отношениям – первая структура подобного рода, созданная лично Путиным. Остальные советы формировались Дмитрием Медведевым. О важности проекта говорит и председательство в нем главы государства.
Статья, опубликованная Путиным до выборов, показывает высокую степень озабоченности властей этой проблематикой. Путин писал, что совет не должен быть стандартным ведомством: «Скорее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия. Национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников. В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединения». И, наконец, он отметил: одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. А «национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений».
Станет ли совет настоящим рабочим органом? Судя по его составу, такой вариант возможен, поскольку членами совета стали представители почти трех десятков национальных диаспор и культурных автономий. Это больше половины из полусотни членов совета. Станут ли они заниматься конкретными горячими проблемами – например, столкновениями на межнациональной почве? Как, например, это сделал сам Путин, который однажды провел встречу с фанатами после убийства Егора Свиридова и даже съездил на его могилу? Недавний инцидент с поножовщиной у торгово-развлекательного комплекса «Европейский», когда жертвой нападения снова стал фанат, явно требует разбора полетов не только в полиции.
В Кремле, однако, так не считают. Источник «НГ», имеющий отношение к формированию этой структуры, пояснил: «Совет – не пожарная команда. Либо мы бегаем от ситуации к ситуации и занимаемся пожаротушением, либо спокойно садимся и думаем, как сделать так, чтобы таких пожаров не возникало». Кроме того, заметил источник «НГ» в администрации президента, создание совета поможет представителям диаспор напрямую общаться с властью и с правоохранительными органами. Кстати, от Генпрокуратуры в состав совета включен заместитель главы ГП Виктор Гринь.
Главным результатом деятельности совета станет выработка стратегии решения межнациональных проблем. Документ должен появиться к концу года. Во всяком случае, ясно, что Владимир Путин придает большое значение этому проекту. Он много вложил в решение проблемы. Достаточно вспомнить его роль в урегулировании чеченской проблемы, в выстраивании отношений с Ахматом и Рамзаном Кадыровыми.
Однако теракты не прекращаются в Дагестане, не решена и проблема почти неконтролируемой миграции в Россию из стран бывшего СНГ. «Когда... в России, а в особенности на исторических русских территориях ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан, – настаивал в предвыборной статье Путин. – И поскольку большинство этих граждан – русские, то возникает возможность паразитировать на теме национального угнетения русских и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков. И одновременно по всякому поводу голосить про русский фашизм». Президенту как никогда важна сегодня грамотная экспертиза по всем этим проблемам. Достаточно ли создания совета? Некоторые эксперты в этом сомневаются. По мнению главы Института современного развития Игоря Юргенса, следует все же подумать о воссоздании профильного министерства, наделенного в отличие от предшественника – Миннаца – и деньгами, и специалистами, и полномочиями. В Положении о совете сказано, что при нем будут созданы рабочие группы. Вероятно, в дальнейшем они могли бы преобразоваться в подразделения крупного ведомства.
В Кремле уверяют, что чиновники любого уровня могут быть приглашены на заседание совета – с отчетом. Можно не сомневаться, что они придут. Просто в силу ранга председателя этой структуры – президента Владимира Путина. Однако в положении не прописаны меры, которые совет может применить к тем, кто не возьмет на вооружение его рекомендации. Схема традиционная: совет проверяет и докладывает своему руководителю. А тот принимает меры. Или не принимает. Не в компетенции членов любого совета – в силу статуса – решать проблемы. Государственный орган наделен такими полномочиями.
Эффективность совета будет зависеть от степени его нацеленности на результат, уверен Игорь Юргенс: «Сам состав этой структуры и порядок ее работы еще ни о чем не говорят. Если будут приняты умные, конструктивные решения в области межнациональных отношений, то можно рассчитывать на успех». К таким решениям эксперт и относит создание «какого-то органа, который займется межнациональными отношениями на государственном уровне». Поскольку, замечает Юргенс, необходима каждодневная работа по этим вопросам на местах: «Никакой совет осуществлять ее не сможет». В СССР был своеобразный опыт управления в этом плане, напоминает собеседник «НГ»: «Тогда ситуацию держали под контролем партийные органы. Сохранялся межнациональный мир. Этот вариант – не для нас. Мы общество демократическое».
Если работа совета выльется в редкие совещания, толку от него не будет, говорит Юргенс: «Толк будет при условии очень умных, смелых, прорывных решений. Но с ходу их ожидать не приходится, потому что наша мантра – это стабильность, а не прорывы».