Фото Reuters
Новый Совет при президенте РФ по межнациональным отношениям будет заниматься не только конфликтами в этой области, но более широким кругом проблем. Об этом рассказал «НГ» один из будущих членов совета, глава Института антропологии и этнографии РАН академик Валерий Тишков. Эксперты отмечают сильные и слабые стороны инициативы Кремля, которая будет реализована в соответствии с предвыборной программой Владимира Путина по национальному вопросу. Статья на эту тему была опубликована в «НГ» 24 января с. г.
В интервью «НГ» Валерий Тишков рассказал, чем должна, на его взгляд, заниматься эта структура. Собеседник «НГ» уверен, что государство в первую очередь должно отказаться от матричных и силовых подходов к решению межнациональных проблем. «Некоторые современные политики считают: матрицу наложил – что на Ямал, что на Таймыр, что на Северный Кавказ – и решил вопрос. Они работать не будут».
Чтобы решать вопросы межнациональных отношений, надо хорошо представлять себе культурную специфику проблемы: понимать мотивы, движущие диаспорами, включая соперничество и родственно-клановую солидарность, указывает эксперт: «Это старая болезнь всех среднемодернизированных обществ». Повестка дня работы совета готова, полагает эксперт. В России, отмечает Тишков, есть проблемы с новыми общинами иммигрантского происхождения, образованными за последние 20 лет: «К нам переселились полмиллиона как минимум армян, азербайджанцев, выходцев из Средней Азии – это уже частично наше население, обладающее гражданством».
Тишков обеспокоен тем, что за последние годы в стране «особенно обострилась ксенофобия по отношению к новым жителям, к мигрантам – появился расизм»: «Полное благодушие в отношении этих проблем недопустимо. Совет на уровне президентской власти, наверное, помог бы более адекватно реагировать на происходящее – если его рекомендации и заключения будут учитываться».
Судья Верховного суда в отставке Владимир Радченко подчеркнул в беседе с «НГ», сравнивая идею совета с несостоявшимся проектом воссоздания Министерства по национальным отношениям: «Излишнее администрирование всегда пагубно сказывается на деятельности того или иного органа. Работа экспертов может оказаться более полезной. Но все дело в полномочиях, которыми будет обладать совет».
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов в беседе с «НГ» подчеркнул: «То, что этими проблемами в многонациональной государстве должен кто-то заниматься, – несомненно. И даже в государстве мононациональном, с учетом современных миграционных процессов, такая структура все равно нужна». Однако эффективность деятельность совета может оказаться невысокой, сомневается эксперт: «Посмотрим. У нас вообще эффективность государственного аппарата очень небольшая. И очень многие правильные инициативы вязнут. А неразумные легко пробивают себе дорогу».
В то же время у министерства, которое могло бы возникнуть на месте совета, тоже есть минус, указывает собеседник «НГ»: «Ведомство в России быстро начинает жить собственной жизнью, отстаивая собственные интересы. И даже не столько интересы отрасли, сколько интересы своего аппарата». Это очень опасно, считает Федотов, совет хорош тем, что не имеет собственных интересов: «Они складываются из интересов входящих в совет экспертных сообществ, ориентированных на нужды общества». В этом, однако, и слабость таких структур, напоминает Федотов: «У совета нет вспомогательного аппарата, поэтому он не сможет ни отследить исполнение своих решений, ни организовать это исполнение».
К тому же, замечает в беседе с «НГ» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, вряд ли возможно в принципе управлять межнациональными отношениями: «Такого рода регулирование может приводить к перекосам,