Сергей Нарышкин хочет повысить авторитет Госдумы в глазах электората.
Фото РИА Новости
Укрепление парламентаризма, которым усиленно занялась власть после последних выборов в Госдуму, теперь отчетливо приобретает вид восстановления вертикали представительной власти. Вчера в Москве одновременно прошли два мероприятия, направленные на координацию деятельности Федерального собрания и региональных парламентов. Председатели Госдумы и Совета Федерации Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко собрали первое заседание Совета законодателей РФ. В это же время главам аналитических управлений заксобраний субъектов РФ их федеральные коллеги рассказывали о сути и особенностях проводимых реформ политсистемы и федерализма. Оппозиция уверена, что партия власти таким образом готовится к будущим политическим трудностям.
В здании Мособлдумы вчера было созвано первое заседание Совета законодателей РФ. Он был создан из соответствующих координационных структур, которые ранее по отдельности существовали при каждой из палат Федерального собрания. В Совете Федерации данный орган действовал с 2002 года, а в Госдуме – с 2009-го. При этом работа велась с одними и теми же людьми – председателями региональных заксобраний. И вот вчера прошло объединительное совещание. Председатель СФ Валентина Матвиенко главной задачей новообразования видит работу по децентрализации власти, объявленной в последнем Послании президента Дмитрия Медведева.
При этом Матвиенко заявила, что с практикой передачи вниз любых полномочий без сопровождения их финансовыми ресурсами пора заканчивать. Интересно, что то же самое уже давно было запрещено специальными указаниями правящего тандема. Но, видимо, на среднем уровне госаппарата они понимание не всегда находят.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин первой назвал для региональных коллег другую задачу – проведение на их уровне политреформы. Укрепление связей федеральных парламентариев с их коллегами в субъектах РФ, кроме того, пригодится, заметил Нарышкин, при организации парламентских расследований. Работа всей вертикали представительной власти, заявил он, должна строиться на принципах профессионализма и открытости. Кстати, в последнее время открытостью Госдумы перед общественностью именно для укрепления ее авторитета Нарышкин усиленно и занимается. Он подчеркнул, что уже в ближайшем будущем активные граждане смогут беспрепятственно сотрудничать с депутатами на законотворческом поприще.
Интересно, что параллельно данному мероприятию, организованному в здании Мособлдумы, в Госдуме принимали на весьма высоком уровне руководителей аналитических служб региональных парламентов. Для них был проведен семинар-совещание «Развитие политической системы РФ». Приветствие от председателя ГД зачитал председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, который как раз и отвечает за ключевые законопроекты по политреформе. Региональным коллегам думские аналитики сообщили, какие законы уже приняты, какие стоят в ближайшей повестке, а главное – какую роль должны сыграть региональные парламентарии. Член Центризбиркома Майя Гришина представила модельный закон о выборах губернаторов, о котором «НГ» ранее уже писала.
Во второй половине дня аналитиков с мест ждали уже в Совете Федерации, где с ними предполагалось обсудить действия по децентрализации властных полномочий. Ну а сегодня они пойдут в правительство, чтобы принять участие в заседании, посвященном критериям оценки эффективности органов госвласти субъектов РФ. Интересно, что на думском семинаре регионалам в основном рассказывали о легитимности действующей власти и о том, откуда она произрастает. В том числе, конечно, о показательных результатах президентских выборов 4 марта.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, которого настойчиво на это мероприятие звали, но он туда так и не попал, указывает, что оживление общения федерального парламента с региональными случилось неспроста. Он считает, что речь идет практически о восстановлении вертикали представительной власти, разрушенной в 1993 году. И, естественно, о ее восстановлении. Обухов характеризует действия власти как «имитационную демократию», подчеркивая, что показные демократические решения вполне благополучно уживаются с другими – эту самую демократию уменьшающими.