У лидеров страны единая стратегия, но тактика, похоже, разная.
Фото ИТАР-ТАСС и РИА Новости/Reuters
Общероссийский народный фронт (ОНФ), по информации «НГ», будет зарегистрирован Минюстом в виде общественного движения до конца лета. А осенью разовьет бурную деятельность по участию в региональных кампаниях. Эксперты выдвигают два основных варианта его дальнейшей трансформации. Программа-максимум – превращение фронта в полноценную партию к следующему избирательному циклу: в случае значительного проседания показателей «Единой России». Программа-минимум – создание двухъядерной партийной системы: правоцентристской ЕР и левоориентированного ОНФ.
По словам источника «НГ» в администрации президента, летом во всех регионах будут сформированы отделения ОНФ, куда войдут первым делом местные ячейки ЕР, профсоюзов, РСПП и «Деловой России». Фронтовики озаботятся организацией праймериз перед следующими парламентскими выборами, сообщил источник, а также ежедневной работой с электоратом: «Народный фронт должен доказать людям, что это движение занимается реальными делами, а не политическими играми».
Как известно, президент Владимир Путин дал согласие возглавить это движение, частью которого, подчеркнем, станет партия «Единая Россия» Дмитрия Медведева. Дважды ОНФ уходил в тень, чтобы не мешать единороссам, поясняет собеседник «НГ»: «В первый раз – на время выборов, а во второй – чтобы не отвлекать внимания от съезда ЕР». Затишье не означает ослабления внимания руководства страны к этой структуре, уверяет источник.
Таким образом, Народный фронт скорее жив, чем мертв. И, судя по всему, будет выполнять функцию консолидации определенных политических сил. Повысить востребованность ОНФ могут разные обстоятельства.
Во-первых, неизбежно усиление в «Единой России» правоцентристского крыла: реформы, часто непопулярные, будут худо-бедно проводиться. Об этом свидетельствует и новый состав правительства, которое возглавляет лидер единороссов Дмитрий Медведев. В недавнем интервью «НГ» замсекретаря президиума генсовета ЕР Юрий Шувалов заявил, что платформы в партии могут «повысить в звании», придав им статус «течений».
С другой стороны, на левом фланге политического спектра тоже происходит оживление. Эсэры поддерживают уличную оппозицию, резко критикуя власть за реакционный закон о штрафах для митингующих. Коммунисты не устают напоминать о падении рейтинга ЕР и снижении ее результата на последних выборах. Возможный отход власти от выполнения предвыборных обещаний чреват усилением позиций ее критиков. В этих условиях удобной площадкой для мобилизации провластного левого электората становится не ЕР, а Народный фронт.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов заявил в беседе с «НГ», что сегодня власть работает над переформатированием системы ее социально-политической поддержки: «ЕР определенно сдвинется чуть вправо, и это приведет к некоторой негативной коррекции ее рейтинга. Снижение общественной поддержки партии неизбежно. Она будет противостоять левым настроениям. А на левом фланге ОНФ будет консолидировать новые политические организации левоцентристского толка. То есть, по выражению Путина, играть роль пылесоса для протестных настроений».
В результате, считает эксперт, во власти возникнет коалиция, «состоящая из нескольких организаций – не только из ЕР»: «В этом заключается замысел Кремля – потому что сама ЕР может не обеспечить необходимой базы поддержки». Самое удобное для власти, утверждает собеседник «НГ», – превратить ОНФ в зонтик для нескольких лояльных структур – народной, рабочей, аграрной партий.
Руководство страны, пытаясь консолидировать элиту, находится сегодня в некоем эвристическом поиске, указывает президент Центра политических технологий Игорь Бунин: «Уверенности в том, что «Болотная высохла», у власти нет. А значит, нужно создать запасной вариант, которым может стать только один: на всякий случай создается движение, которое, с одной стороны, входит в ЕР, с другой стороны – ЕР входит в него. И эти структуры всегда можно поменять местами».
Вячеслав Володин – один из основателей Народного фронта. Фото c официального сайта правительства РФ |
В данный момент власти делают ставку на консолидацию в рамках ЕР, но, утверждает Бунин, «все может измениться буквально через несколько месяцев, к сентябрю»: «Начнутся рецессия, экономический кризис, падение цен на нефть, получится, что нельзя удовлетворить пожелания народа, и народ начнет выходить на улицу. В ход пойдет новый сценарий. И под рукой должен быть инструмент для решения проблем – ОНФ».
«Главной кремлевской тайной» называет глава Центра политической информации Алексей Мухин вариант, при котором ЕР к следующим выборам подойдет в облике Народного фронта. Уже к осени, утверждает эксперт в беседе с «НГ», региональные отделения ОНФ войдут в активную фазу, чтобы поучаствовать в региональных выборах: «Такую задачу, судя по всему, поставил фронту Владимир Путин». Этот сценарий Мухин считает «аварийным», на случай резкого проседания показателей партии власти: «Если же единороссам удастся нивелировать ситуацию, то Народный фронт станет просто второй партией власти – то есть возникнет «двухъядерная» партийная система».
Мухина не смущает вступление некоторых депутатов-фронтовиков в «Единую Россию». Он считает, что таким образом члены ОНФ поступают либо из собственных карьерных устремлений, либо по заданию руководства – «чтобы закрепиться на местах».
Насколько обоснованна надежда власти на создание широкого народного альянса под эгидой Народного фронта – сомневается в результативности идеи глава Института современного развития Игорь Юргенс. Он напоминает, что Народный фронт – «очень искусственное объединение». Эксперт, к примеру, не понимает, каким образом объединятся в одних рядах представители бизнеса и профсоюзов: «Нигде в мире, ни в одной стране с развитой экономикой профсоюзы и предприниматели не могут быть объединены в одном фронте. Если только родина не находится в опасности и на ее территорию не вступил вооруженный враг. Что общего у Шохина и Исаева? Какие у них могут быть долгосрочные общие цели? Народный фронт – пиаровское объединение, созданное для того, чтобы сказать: мы за национального лидера, мы против оранжевых...»
Игорь Юргенс скорее допускает вариант, при котором «Единая Россия», обрастающая клубами и платформами, со временем будет готова к «разборке на два лагеря как минимум»: «Партию власти могут поделить на две структуры – правоцентристскую и левоцентристскую часть – для технологических целей».