0
1555
Газета Политика Интернет-версия

30.05.2012 00:00:00

Выбирать мэров? А как же!

Тэги: дума, закон, правительство, выборы


По предложению правительства, с 1 января 2013 года главы всех муниципальных образований должны избираться на прямых выборах. Соответствующий законопроект оперативно подготовлен Минрегионом. Так что маятник демократизации вроде приближается к точке максимально возможного подъема. Правда, ситуация с принятием закона о прямых выборах губернаторов, которые в конце концов оказались «кривыми», для победы оптимизма поводов не дает.

Глава Минрегионразвития Олег Говорун первым исполнил одно из указаний Владимира Путина, выданных им сразу после инаугурации. Напомним, что 7 мая президент подписал более десятка указов, где был прописан план-график выполнения его предвыборных обещаний, изложенных в российских газетах.

Среди этих документов был и указ «Об основных направлениях совершенствования системы госуправления». В адрес правительства там было написано: «До 1 сентября 2012 года внести в Госдуму проект федерального закона, предусматривающий расширение перечня выборных муниципальных должностей». И вот на сайте ведомства появились предложения по корректировке закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Сенсация в нем ждет вас с первых же строчек. Четко и однозначно прописано, что «глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах». Таким образом, отмирают хитросплетенные варианты вроде избрания руководителя муниципалитета из числа депутатов местного парламента, как сейчас значится в законе.

Сегодня избиратели лишены права иметь у себя исполнительно-распорядительную власть, с которой можно спросить напрямую. Сейчас глава муниципалитета вроде бы и является главным начальником, но отвечать за все плохое ставится так называемый сити-менеджер. Соответственно теперь, по предложению Минрегиона, эта все еще популярная в регионах фигура, а именно – чиновник, нанимаемый на работу руководителя местной исполнительной власти, судя по всему, уходит в прошлое. То есть исходя из законопроекта, назначать сити-менеджеров, конечно, не запрещается, но политического смысла в этом уже нет.

Напомним, что появление института сити-менеджеров стало результатом серьезных усилий федеральной власти по доведению управленческой вертикали до самого низа. По Конституции же и в силу ряда международных договоров местное самоуправление от административного аппарата страны было отделено. Поэтому первые лобовые атаки – отменить прямые выборы мэров региональных столиц и просто их назначать парламентами субъектов РФ – успеха не принесли. Потом в законе о местном самоуправлении была сделана лазейка – выбирать глав муниципалитетов не напрямую, а из состава депутатов. Так ЕР смогла избежать череды позорных поражений, а местные кланы – усиления контроля над ними региональной власти. Кстати, именно в обмен на это они ЕР и поддерживали. При этом, поскольку Конституция говорит о разделении властей, а стало быть, запрещает совмещать исполнительные и законодательные полномочия, и были придуманы сити-менеджеры. Но скоро оказалось, что на эти должности попадают люди, контролируемые губернаторами. И конфликты между местными ребятами и варягами из регионального центра вспыхнули опять.

Тенденция отказа от сити-менеджеров в последние месяцы уже наметилась. Тем более что сомнение в эффективности данного института было высказано и в Москве. Так что их гонят прочь даже субъекты РФ, которые и ввели эту должность в 2010–2011 годах. А между тем, как утверждается в аналитическом докладе, размещенном на сайте Минрегиона, сити-менеджеризация завоевала прочные позиции. Она была введена в 21% регионов. Гораздо более печальны другие цифры из этого доклада: почти 95% муниципий, где действовали чиновники-наемники, своих глав избирали из числа депутатов. То есть огромное количество граждан в течение последних нескольких лет на самом деле были лишены права избирать исполнительную власть, которую считали нужной.

Теперь другая крайность – люди избирать мэров будут обязаны. Со всеми полагающимися этим процедурам входящими и исходящими – партийными и финансовыми дрязгами, черным компроматом и силовым ресурсом, без которых не обходятся ни одни российские выборы.

В указе президента приказано расширить перечень выбираемых муниципальных должностей. А возвращение прямых выборов мэров, то есть простое исправление допущенных ранее искажений, расширением признать трудно. А теперь предполагается разрешить муниципалам вводить должности вице-глав, которые будут избираться населением вместе с главами. Причем в федеральном законе предполагается записать полномочия замов: замещать начальников в случае их отсутствия и занимать вакантное кресло в случае отстранения шефов от должности. Заметим, что ни на одном уровне российской власти «вице-» нет: люди не избирают ни вице-губернаторов, ни вице-президента РФ. На местном уровне такое решение позволит создавать коалиции группировок и кланов. Может быть, даже окрашенных в цвета тех или иных политических партий. С другой стороны, закладываются конфликты: если рядом с начальником сидит кто-то, в любой момент готовый его заменить – и даже навсегда, то работать нормально такой тандем вряд ли сможет.

Но главная сенсация написанного в Минрегионе законопроекта – разрешение муниципалитетам прописывать в своих уставах прямые выборы гражданами контролирующих органов. То есть контрольно-счетных палат, как значится в федеральном законе. Варианты местным властям предлагаются самые разные. На суд граждан может быть вынесен председатель контрольно-ревизионной структуры единолично или вместе с заместителем.

Наиболее радикальный вариант новой муниципальной демократии – прямые выборы некоего количества аудиторов, которые после получения мандата сами формируют контрольно-счетную палату, назначая ее руководителя. Вспоминается история о прямых выборах губернаторов, которые после принятия Госдумой соответствующего закона таковыми теперь не выглядят. Особенно после подготовки Центризбиркомом модельного закона о применении так называемого муниципального фильтра. Есть опасение, что красивое заявление о демократизации муниципалитетов может быть подкорректировано – скажем, через более жесткие региональные законы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
441
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
663
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
496
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
332

Другие новости