Фото Reuters
Вчера экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что не ждет качественных реформ от нового премьера Дмитрия Медведева. Досталось и оппозиции – он предложил властям и несогласным поровну разделить вину за события 6–9 мая, назвав стратегию «сидеть и ждать отмены инаугурации» деструктивной. Тем временем нынешнего президента Кудрин похвалил, вновь подчеркнув, что пока создавать свою партию не будет.
Вчера Алексей Кудрин дал волю чувствам и высказал все, что думает о новом премьер-министре: «Это техническое правительство, центр власти переместился вместе с Путиным в Кремль. Он, может быть, и хотел бы, чтобы правительство решало сложные проблемы, но вряд ли отпустит вожжи и передаст полномочия». При этом быстрой смены нового кабинета, если не случится экстраординарных событий, Кудрин не ждет. Как, впрочем, и качественной работы: «Я не ожидаю от Медведева перехода к качественному управлению и подготовке качественных реформ».
Выход из ситуации Алексей Кудрин видит в более четком разграничении властных полномочий: «У правительства должна быть определенная самостоятельность. Сейчас у нас за все отвечает президент». Экс-министр погружен в работу Комитета гражданских инициатив (КГИ), на сайте которого вчера появилась информации о запуске первых проектов: «Гражданская взаимопомощь» и «Открытая полиция». В их рамках будут созданы центры по оказанию правовой помощи населению. Переформатировать КГИ в политструктуру Кудрин пока отказывается: «Партия – это дело будущего, а Комитет гражданских инициатив – не политическая организация».
Комментируя происходящее в стране, Кудрин высказал мнение, что ответственность за события 6–9 мая в Москве власть должна разделить с оппозицией: «Это ответственность двух сторон, в том числе оппозиции. Инициатива сесть у Большого Каменного моста и дождаться отмены инаугурации нереальна и деструктивна. Она побуждает к незаконным действиям. Это провокация, которая вызывает ответную реакцию власти». Кудрин считает, что единый лидер российской оппозиции пока не просматривается. В заключение он спрогнозировал очередной мировой финансовый кризис, который может привести к непредсказуемым политическим последствиям в России.
В среду вечером Алексей Кудрин на встрече Клуба Гайдара вновь подверг критике значительное увеличение расходов на армию к 2013 году: «К сожалению, аналогичное увеличение расходов на здравоохранение и образование не планируется». Говорить о политике с корреспондентом «НГ» он отказался. Однако в окружении Алексея Кудрина предполагают, что экс-министр финансов действительно намерен создать свою либеральную партию и принять под ее эгиду лидеров и активистов «Яблока» и ПАРНАСа.
В беседе с «НГ» эту информацию подтвердил член Комитета гражданских инициатив Леонид Гозман, заявив, что новая партия может появиться к осени 2013 года, когда будут проходить «более или менее значительные региональные кампании»: «А потом будут выборы в Мосгордуму в 2014 году. Вы представляете, что будет происходить?»
При этом Гозман утверждает, что Кудрин – абсолютно независимый от Владимира Путина человек в отличие от «прокремлевского Михаила Прохорова». Собеседник «НГ» предположил: «По сути, Кудрин – наиболее удобный для Путина преемник в 2018 году. Да и вообще политик. Он даст ему гарантии безопасности».
Кстати, создавать отдельную партию Гозман не планирует, заявив, что он как лидер движения «Союз правых сил» ведет переговоры с ПАРНАСом о том, чтобы влиться в его структуру. Однако наибольшие перспективы он видит все-таки не в партии Немцова, Рыжкова и Касьянова, а в партии Кудрина.
Как заявил в беседе с «НГ» руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, Алексей Кудрин и Михаил Прохоров заняли выжидательную позицию: «Я не думаю, что экс-министр финансов ждет команды от Путина, но он явно действует с оглядкой на Кремль». У такой позиции есть свои плюсы, но ждать до 2013 года опасно, говорит Иноземцев: «Кудрин не настолько популярный политик, за которого все сразу кинутся голосовать. Любая партия должна иметь историю. Есть вероятность, что к тому моменту сторонники либеральных ценностей разойдутся по другим партиям».
Иноземцев признает, что сейчас у оппозиции нет единого лидера, и допускает возможность, что Кудрин действительно может им стать: «Так же как Немцов или Рыжков при определенных обстоятельствах».