Юрий Чайка напомнил полиции о правах граждан.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Вчера глава Совета по правам человека Михаил Федотов не исключил, что попросит президента Владимира Путина остановить принятие законопроекта о миллионных штрафах за митинги. Путин в ответ призвал Федотова обращаться к нему напрямую, а не через СМИ, заявив, что общество вправе ограждать себя от любых радикальных проявлений. А в Совфеде готовятся принять скандальный документ до конца мая – чтобы успеть к следующей акции оппозиции. На этом фоне Генпрокуратура вступилась за несогласных.
Два года назад Дмитрий Медведев притормозил правку Закона «О митингах» – законодатели пытались запретить их организацию лицам, ранее подверженным «административным взысканиям за нарушения правил организации публичных акций». Михаил Федотов надеется, что Владимир Путин последует примеру предшественника и воспользуется правом вето, не разрешив вводить миллионные штрафы для участников протестных акций. Реакция президента не заставила себя ждать – Путин призвал «Единую Россию» обсуждать законопроект в открытом режиме и ориентироваться на мировые практики. Заметив, однако: «Будем исходить из того, что любые поправки, любые новации должны укреплять демократический характер государства и общества. Мы, конечно, должны ограждать людей от крайних радикальных проявлений».
Член президентского Совета по правам человека Валентин Гефтер заявил в беседе с «НГ», что шансов на вето немного: «Главное – не допустить принятия законопроекта в нынешнем виде. Необходим комплексный пересмотр статей КоАП, где говорится о финансовой ответственности участников и организаторов митингов». Эксперт считает, что в 2010 году законопроект, отмененный Медведевым, был, видимо, менее принципиальным для властей.
В Совете Федерации слова Федотова проигнорировали, заявив о возможности и желании «покончить» с законом как можно быстрее – до конца мая. Оперативность сенаторов будет зависеть от коллег из Госдумы, пояснил вчера первый вице-спикер верхней палаты Александр Торшин: «Если депутаты успеют принять закон к этому времени, то мы готовы включить его в повестку дня ближайшего заседания».
Завкафедрой конституционного права юрфака МГУ имени М.В.Ломоносова профессор Сурен Авакьян заявил в беседе с «НГ», что наибольшее возмущение вызывает не сам факт введения штрафов, а их величина: «За что штрафовать людей? За то, что на митинг пришли 300 человек вместо 150?» Авакьян указывает, что сначала надо доказать вред, который участники митинга причинили окружающим: «Миллионные штрафы участникам и организаторам протестов неоправданы. Их не сможет заплатить ни пришедший на акцию студент, ни известная телеведущая. А что делать с неплательщиками? Остается крайняя мера – ограничивать их свободу». Собеседник «НГ» говорит, что ему не хотелось бы употреблять слово «шантаж», но ясно, что вопрос штрафов перешел в политическую плоскость: «Он вызовет новую волну протестов».
Наблюдатели объясняют спешку парламента желанием приурочить принятие закона к акции оппозиции 12 июня. Сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов сообщил в блоге, что несогласные запланировали шествие по Тверской и митинг на Боровицкой площади. «Высказывания людей, которые официально еще не подали уведомление о проведении акции, – это просто их мнение. Пусть говорят...» – прокомментировал происходящее глава Департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров. Ранее в мэрии обещали принять во внимание беспорядки, которые произошли 6 мая.
Тем временем события 6 мая, когда мирная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, продолжают обрастать подробностями. Во вторник координатор сообщества «Синие ведерки» Данила Линдэле опубликовал в блоге фотографии предположительно активистов движения «Наши». Молодые люди, по его мнению, могли быть причастны к провокациям во время столкновений оппозиции с полицией. Линдэле намекает, что у движения есть «боевое крыло», состоящее из футбольных фанатов, которые якобы заняты силовым воздействием на оппозиционеров. Отметим, что подобные слухи ходили и ранее – правда, без фотографических подтверждений. «Наши» по традиции пригрозили оппозиционерам судом. «Это не просто бред, это натуральная ложь и клевета», – заявила пресс-секретарь движения Кристина Потупчик. Причастность нашистов к беспорядкам на Болотной площади не исключил в Twitter и депутат Госдумы Геннадий Гудков: «Молчат СК и прокуроры, хотя прошло 18 дней. Обратите внимание – после Манежки и похожих событий подозреваемые появились мгновенно и были задержаны. А по 6 мая – ничего! Кто же автор провокации?»
Накануне за задержанных на митингах неожиданно вступилась Генпрокуратура. В ответ на запрос депутата петербургского Закса Александра Кобринского в ведомстве с некоторыми оговорками заявили, что вменять статью 19.3 КоАП (неподчинение законным требованиям сотрудника полиции) задержанным на митингах оппозиционерам правоохранители не имеют права. В то время как за участие в несогласованном мероприятии должны задерживать по статье 20.2 КоАП, отметили в ведомстве. Эта статья наказывает просто за участие в несогласованной акции и не предполагает административного ареста.
Юрист «Яблока» Алексей Сюзюмов отмечает, что законным со стороны стража порядка было бы требование прекратить драку на митинге или, к примеру, продажу спиртного: «Просьба разойтись таковой априори не является». Однако статья 20.2
КоАП, по которой Генпрокуратура предлагает судить задержанных оппозиционеров, противоречит 31-й статье Конституции, резюмирует Сюзюмов: «Людям не может быть запрещено собираться вместе мирно и без оружия».
Тем временем координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, который сегодня должен выйти на свободу, может ожидать очередной арест – по делу о беспорядках 6 мая. Об этом вчера заявила его адвокат Виолетта Волкова.
Кстати, оппозиция на днях может вернуться обратно на Чистые пруды: коммунальные службы почти закончили там уборку, а власти пообещали не препятствовать сборам оппозиции у памятника поэту Абаю Кунанбаеву – если те откажутся от ночевок.