Правоохранительные органы взяли под контроль чистопрудный плацдарм оппозиции.
Фото РИА Новости
Вчера ранним утром круглосуточный лагерь оппозиции на Чистых прудах в Москве был менее чем за час зачищен полицейскими от протестующих. Пока коммунальные службы приводили в порядок вытоптанные газоны, оппозиционеры переместились в сквер близ метро «Баррикадная». Эксперты называют происходящее очередным проигрышем властей, приводя в пример западные страны, где митингующие свободно бастуют годами и никто им не мешает.
Лагерь у памятника поэту Абаю Кунанбаеву разогнали около 5 утра – в это время большинство оппозиционеров как раз заснули. «Полицейские пообещали сонным людям дать час на сборы, однако принялись зачищать площадь уже через пять минут после этого», – посетовал в беседе с корреспондентом «НГ» активист Артем Потрехаличев.
Он рассказал, что успел собрать лишь кое-какие свои вещи и тут же перебрался в сквер к метро «Баррикадная».
Пока оппозиционеры решили обосноваться там – также у фонтана. В среду днем народу в этом месте было не очень много, около 100 человек и журналисты обступили депутата Госдумы Илью Пономарева, который с улыбкой объяснил, что протестующие находятся теперь под юрисдикцией муниципальных депутатов района Пресненский, где большинство мандатов принадлежит оппозиции – шести коммунистам, трем эсэрам и одному яблочнику. Пономарев надеется, что они смогут повлиять на управу района и полицию и убедить их не трогать активистов.
Правоохранители заявили, что пока не будут применять силу к участникам «народных гуляний». Начальник ОВД «Пресненское» Юрий Рузляев при этом предупредил собравшихся о недопустимости нарушения общественного порядка. Как уточнил Пономарев, под нарушениями полицейские скорее всего имеют в виду установку палаток или тентов, которые полицейские могут использовать в виде предлога для разгона лагеря. Депутат высказал мнение относительно утренних событий на Чистопрудном: «Была договоренность, что до 12.00 активисты покинут лагерь у Абая сами. Но полиция приехала в 4 часа утра и в течение нескольких минут перешла в наступление. Такое ощущение, что все было специально сделано так, чтобы люди остались без вещей. В общем, начали военные действия без объявления войны».
«Нужно опять создать оргкомитет и провести реально массовый митинг 12 июня, – обрисовал «НГ» свое видении стратегии оппозиции депутат Госдумы Дмитрий Гудков. – Необходимо создавать Общественное телевидение снизу, а не спускать его сверху. И конечно, продолжать требовать реальных политических реформ».
Тем временем эксперты убеждены, что своими действиями власть все больше отталкивает от себя «креативный класс» и усугубляет свое положение.
Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что для репутации властей было бы лучше сделать так, чтобы митингующие ушли сами: «Как и собирались сделать, если верить словам Ильи Пономарева». Эксперт замечает, что разгон лагеря усиливает голос оппозиции: «Теперь у людей появилось конкретное требование – мы хотим спокойно ходить по улицам, чтобы нас никто не трогал».
Член научного совета Московского центра Карнеги Мария Липман сообщила в беседе с «НГ»: «Применение силы полицией на акции 6 мая граничило с абсурдом, и это способствовало появлению новой гражданской инициативы, которую мы увидели в лагере на Чистых прудах».
Эксперт прогнозирует рост числа гражданских инициатив, необязательно связанных с митингами или маршами: «Это может быть и грядущая инициатива художников, заявленная по аналогу с «контрольной прогулкой» писателей в минувшее воскресенье. Все креативные идеи, которые мы видим, свидетельствуют о том, что главное в этом деле не число протестующих, а творческий подход к организации». Мария Липман предрекает и чисто политические формы протеста: «В стране проходят выборы, и не только в Москве. Те скандальные истории, которые мы наблюдали в последнее время в регионах, будут повторяться».
Липман заметила, что отношение к Путину западных лидеров вряд ли будет улучшаться: «Все происходящее принимается к размышлению».
Журналист голландской газеты Handelsblatt Мишель Крилаарс в беседе с «НГ» заявил, что в Западной Европе люди могут собираться и сидеть в лагерях круглосуточно и полиция не будет их трогать. «Единственное условие – не мешать проходу других граждан, – смеется собеседник «НГ». – Речь идет о реальном перекрытии улиц или дорог».
Руководитель дирекции по общественно-политическим проблемам развития Института современного развития Борис Макаренко указал «НГ» на разницу между лагерем на Wall street в Нью-Йорке, который также был разогнан, и ситуацией в Москве: «Разница политическая. В США приказ о разгоне лагеря отдавался не в Белом доме, и на самом деле потому, что грязь и палатки в центре города не нравились его жителям». Он приводит в пример Вашингтон, где неподалеку от резиденции президента США Барака Обамы до сих пор функционирует вялотекущий палаточный лагерь: «Вряд ли американский лидер от него в восторге, но там не он отдает приказы в отношении митингующих. Да и протесты против властей не воспринимаются на Западе как подрыв основ действующего политического строя».