Протестующие решили собрать свои вещи и ждать атаки полиции.
Фото Айгуль Юсуповой
Вчера Басманный суд Москвы удовлетворил иск жителей Чистых прудов, потребовав от правоохранителей зачистить эту территорию от оппозиционеров. А накануне на обитателей лагеря обрушились с резкой критикой федеральные телеканалы. Оппозиционеры намерены переместиться в другое место, но прекращать акцию не собираются.
Не прошло и получаса после оглашения судебного вердикта, как на Чистопрудный бульвар подтянулись еще несколько сотен человек. Оппозиционеры созвали экстренную ассамблею, чтобы обсудить действия на случай силового и антиконституционного, как они считают, разгона их акции. Они напомнили, что в СМИ появились сообщения – со ссылкой на источники в силовых ведомствах – о том, что решение суда вступает в силу незамедлительно и лагерь будет разогнан вечером в понедельник.
На ассамблее решили добровольно лагерь не покидать, а в случае приезда полиции собрать скарб, которого набралось немало, и переместиться на любую другую площадь в центре города – например, к памятнику Карлу Марксу на площади Революции.
Политики Илья Яшин, Дмитрий Гудков и Илья Пономарев уже пообещали сохранить лагерь в Москве в той или иной форме как минимум до 12 июня – дня следующего марша оппозиции.
Илья Пономарев отметил вчера, что решение суда по лагерю на Чистых прудах носит политический характер. А лидер «Яблока» Сергей Митрохин назвал его противоречащим Конституции.
Напомним, жители Чистых прудов требовали от властей прекращения устроенных оппозицией круглосуточных народных гуляний. На заседании суда они именовали вытоптанные газоны пустыней Гоби, а представители префектуры и УВД сетовали, что у них нет полномочий положить конец оппозиционным гуляньям. По словам чиновника столичного Департамента природопользования, обитатели лагеря гуляют по памятнику садово-паркового искусства, которому уже сейчас нанесен ущерб в 20 млн. руб. Почему названная накануне сумма в 1 млн. руб. увеличилась за сутки в 20 раз и как именно производились подсчеты, чиновник не уточнил.
Заметим, что тема разгневанных местных жителей активно муссируется рядом СМИ. Накануне в репортаже одного из государственных федеральных телеканалов лагерь был представлен местом сбора сомнительной публики. Телекамера в самом неприглядном свете выставила лагерный быт – горы разноцветных спальных мешков и одеял со стороны выглядели обычной свалкой. Интервью с протестующими были нарезаны весьма своеобразно. «Здесь рядом есть общественный туалет, в котором реально можно помыться, если очень нужно», – цитирует госканал, к примеру, одну из участниц гуляний. А одно из крупнейших российских информагентств сообщило, что в лагере осталось 40 человек, которые спят на земле, оставшейся об бывших газонов, и практически в лужах.
Тем временем, на взгляд корреспондента «НГ», в самом лагере обстановка выглядела вполне приличной – специально созданные группы следят за уборкой и порядком на территории лагеря. Как рассказал «НГ» член одной из таких групп, мурманчанин Евгений Васильев, им регулярно приходится защищать лагерь от провокаторов, которые приходят на его территорию с алкоголем и нарочито громко начинают выяснять отношения с его участниками: «Ночью рядовые москвичи помогли предотвратить избиение нашего дружинника, на которого набросилась компания агрессивных провокаторов».
Слухи о том, что местные жители ненавидят лагерь, собеседник «НГ» опровергает: «Наоборот, многие люди приходят, приносят горячую еду или подушки». Он продемонстрировал корреспонденту «НГ» кадры съемки неких молодых людей, которые ходили по подъездам, собирая подписи за снос лагеря: «Местные жители не открывали им двери или посылали подальше».
Словно в подтверждение слов Васильева, корреспондент «НГ» обнаружил в лагере 90-летнюю местную жительницу Ольгу, которая заявила, что приходит поддержать протестующих почти каждый день: «Я не видела никакой гадости. Я вижу, как люди аккуратно себя ведут, весь мусор собирают в мешочек, никакого алкоголя...» Пенсионерка заявила, что, несмотря на возраст, в курсе политических новостей и знает, что в стране коррупция пронизала все эшелоны власти, а выборов, по сути, нет.
Накануне к митингующим присоединились представители молодежного движения сторонников Михаила Прохорова «Новое время». Они принесли спальные мешки и пообещали наладить на территории беспроводной Интернет. В беседе с «НГ» лидер движения Денис Щелоков рассказал, что Прохоров в курсе происходящего и готовится сделать заявление по данному вопросу.
Тем временем выражать активное несогласие с деятельностью лагеря оппозиции и его лидеров продолжили вчера в «Единой России». Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый замсекретаря Президиума Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Исаев публично осудил телеведущую Ксению Собчак, которая в последнее время «близка к нынешним революционерам»: «Недавно Собчак заявила, что Путин и его команда должны уйти, несмотря на то что за них проголосовало большинство, и передать власть ей и ее друзьям, называющим себя «креативным классом». В противном случае этот «креативный класс» уедет из нашей страны».
Готовящийся разгон лагеря оппозиции на Чистых прудах вчера совпал с обсуждением в Общественной палате событий 6 мая. В жесткости полиции при разгоне марша правоохранители винили вдохновителей шествия: мол, организация мероприятия оставляла желать лучшего, а на подходе к Болотной площади был нарушен порядок проведения подобных акций (колонны были остановлены, и прозвучали призывы сесть на землю). Отдельные участники акции принесли с собой не только стеклянные бутылки, но и дымовые шашки, которые в итоге пустили в ход. Организаторы шествия кивали на власти, напоминая: разрешение на шествие было получено очень поздно, проход на Болотную площадь из-за кордона полиции оказался слишком узким, а последующих стычек и задержаний и вовсе можно было бы не допустить. «Я уверена, что 6 мая провокации были с обеих сторон, и в этом еще предстоит разобраться, – подчеркнула Ксения Собчак. – Но нужно называть вещи своими именами: власти очень боятся любой сидящей забастовки, и правоохранительные органы делают все для того, чтобы именно такой формы протеста не допустить».
Собчак назвала иезуитством любые разговоры о том, что сквер был перекрыт по причине угрозы террористических акций: «Я не понимаю, почему людей избивают дубинками за то, что они выражают свой мирный протест подобным образом, не имея другой возможности это сделать. Меня очень сильно расстраивает, что мы обсуждаем – могут люди ходить по улицам или не могут, называется ли это мирным шествием, или забастовкой, или народными гуляньями. Разговор не об этом, а о том, что никакие прозвучавшие требования выполнены не были, компромисс не найден. А это ведет к тому, что люди находят новые, к сожалению, более радикальные формы протеста».
На момент подписания номера в печать лагерь ждал атаки правоохранителей.