0
1325
Газета Политика Интернет-версия

26.04.2012 00:00:00

Разделение во благо

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин - ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.

Тэги: рпц, политика, опросы


рпц, политика, опросы Фото Reuters

Согласно итогам последнего всероссийского опроса, проведенного по заказу службы «Среда» фондом «Общественное мнение» (1500 респондентов), за то, чтобы священники активно проявляли себя в общественно-политической сфере, выступает треть (33%) россиян, чуть более трети (36%) не согласны с этим утверждением, 31% респондентов затруднились с ответом. Только 12% (из 33%) респондентов полностью согласны с тем, что духовенству стоит чаще заявлять о своей гражданской позиции. Это означает, что та часть людей, которая более или менее постоянно и внимательно слушает Патриарха Кирилла и иных спикеров РПЦ, по существу, перестала быть равнодушной по отношению к церковной экспансии в светское пространство.

Саму Церковь как сакральный институт граждане по большей части не желают видеть в политике. К примеру, по данным Левада-Центра, две трети опрошенных россиян (65%) в 2012 году ответили отрицательно на вопрос, должна ли Церковь оказывать влияние на принятие государственных решений в стране (с ними не согласны 26%).

Однако значительная часть общества доверила бы управление страной верующим политикам. Опрос службы «Среда» 2011 года «Нужны ли православные в политике?» показывал несколько большую готовность россиян видеть православных активистов в политической жизни, чем в 2012 году, после скандалов и конфликтов вокруг РПЦ. Почти половина россиян, 45%, считали, что для них как для избирателей политик, исповедующий православие, – это хорошо. 43% россиян готовы были поддержать на выборах депутатов кандидата из числа православного духовенства.

По данным последнего опроса ФОМа, менее четверти россиян (18%) считают, что политики руководствуются искренней верой, когда приходят на пасхальное богослужение. Это странное обстоятельство легко объяснить, если взглянуть на главную претензию, которая предъявлялась Московскому Патриархату в ходе разбирательств вокруг Pussy Riot, часов и квартиры Патриарха – в «нечестности». В народе есть запрос на «честное» православие, и его ожидают от РПЦ, доверие к которой в целом, как это ни удивительно, не падает даже после пиар-провалов.

Это происходит потому, что Церковь и общество попали в новую политическую реальность, в необходимость соотнесения электората и его идейных ориентаций с РПЦ и Патриархом Кириллом. Реальность такова, что в ходе предвыборной кампании и самих выборов страна раскололась и продолжает раскалываться дальше.

В религиозной сфере произошла консолидация православного избирателя вокруг фигуры Путина. Согласно данным ФОМа, среди верующих РПЦ высок процент голосующих за Путина и доверяющих ему. Эти респонденты также высказывают чаще всего доверие Патриарху Кириллу и РПЦ в целом. Из числа тех, кто доверяет Путину (61% доверяющих в целом от числа опрошенных) – более половины от числа россиян, которые стали «больше доверять РПЦ» в 2012 году и соответственно ждут от священников активной гражданской позиции. Среди практикующих верующих уровень доверия Путину несколько выше, чем в среднем по России. Это не значит, что все голосующие за Путина – потенциальные православные верующие, это означает только то, что есть религиозно мотивированные сторонники новоизбранного президента. К примеру, те, кто называет себя православными верующими, но не принадлежит к РПЦ, не столь рьяно голосовали за Путина (32%), они также поддерживают Зюганова (20%). «Православные по культуре и традиции» отвечают неоднозначно, колеблются, разделяются как по отношению к тому, кто лучше выражает государственническую позицию, так и по отношению к РПЦ.

Люди с антиклерикальной позицией – также неотъемлемая часть общества. Для них голос духовенства, в частности, голос Церкви – раздражитель, потому что эта часть общества ощущает себя комфортно в сугубо светском обществе европейского типа. Эта группа не так маргинальна, хотя она в принципе не может быть массовой. Например, не желают слышать голоса священников по общественно-политическим вопросам, как правило, руководители и предприниматели. Их заметно больше среди проголосовавших на президентских выборах за Михаила Прохорова (60% от их числа не хотят слышать клириков).

Самое важное, что в настоящее время происходит преодоление стереотипов, связанных с Церковью и православием, о чем говорят бурные дискуссии и данные социологии. Вера уже не означает абсолютного доверия РПЦ и ее представителям, а недоверие РПЦ не является чем-то антихристианским и антирелигиозным, скорее наоборот. От тотального авторитета РПЦ переходит в иное качество – гражданского института с ярко выраженной социальной и политической позицией. Становясь таким институтом в развивающемся демократическом обществе, РПЦ естественным образом теряет абсолютное влияние на умы людей, у которых разное отношение к православию (в том числе внерелигиозное) и разное отношение к ярко проявленным и донесенным до массового сознания политическим идеям и требованиям иерархии Церкви. Реакция на активность РПЦ лишила ее монопольного положения в обществе, размыла ее священный монолитный образ и лишила тотального доверия. Но в разделенном обществе наконец появились сознательные сторонники Церкви.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1090
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
534
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
471
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
601

Другие новости