Фото Reuters
В это воскресенье в центре столицы впервые пройдет массовое церковное мероприятие, не приуроченное к крупному празднику. На молитвенное стояние «в защиту веры и поруганных святынь» у храма Христа Спасителя, как сообщил вчера замглавы патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков, Русская Православная Церковь планирует собрать 30–40 тыс. верующих. По его словам, «уже сейчас известно, что многие москвичи, жители Подмосковья и других областей выразили желание принять участие в молитвенном стоянии», поэтому «большая часть участников молитвенного стояния будет доставлена из этих областей на автобусах». «Организацию перевозки людей берут на себя либо благотворители, либо епархиальные власти», – отметил замглавы патриаршей пресс-службы, уточнив, что «техническую поддержку в организации передвижения автобусов по Москве и их парковки вблизи храма Христа Спасителя оказывает правительство Москвы». Он также заверил, что «участие в молитвенном стоянии будет носить исключительно добровольный характер».
В опубликованном 3 апреля обращении Высшего церковного совета РПЦ верующих призвали «совершить такие стояния при каждом кафедральном соборе епархий Русской Церкви», то есть во всех региональных центрах России. Уже известно, что 22 апреля молебен-стояние «в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени» будет совершен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко) у краснодарского собора Александра Невского. Об этом несколько дней назад сообщила пресс-служба местной епархии. Ранее, 31 марта, в этом регионе прошел первый митинг в защиту Патриарха Кирилла. Тогда в центре Краснодара собралось около 12 тысяч представителей православных и казачьих организаций. Как сообщали накануне этого митинга местные СМИ, «для желающих принять участие в мероприятии в некоторых городах и станицах края местные администрации выделили автобусы».
Общественная деятельность в России в сфере религии все более и более начинает походить на политическую. Церковь активно использует инструменты, хорошо знакомые нам по недавней президентской кампании. Во-первых, массовые митинги «представителей общественности», которых свозят туда на автобусах при более или менее явной поддержке властей. Когда во время пасхальных праздников в Церкви стали упрекать ГУВД в «неправильном подсчете» и «занижении числа» пришедших в храмы верующих, сложно было отделаться от впечатления, что речь идет о каком-то политическом митинге, организаторы которого регулярно оспаривают статистику ГУВД. Во-вторых, публичные заявления о врагах, против которых необходимо на эти митинги собраться. Среди этих врагов в обращении Высшего церковного совета прямо названы и «те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма». Хотя представление о либерализме, судя по всему, у авторов этого обращения весьма своеобразное и сводится к набору страшилок о «безбожном Западе», сам факт появления антилиберального заявления Русской Православной Церкви уже говорит о многом. Ранее началась и борьба с «либералами» внутри Церкви – ее обозначили обвинения председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина 30 марта в адрес «продвинутой, интеллектуальной, устремленной в будущее, прогрессивной части» Церкви как «новых обновленцев».
Накануне мероприятия против «агрессивного либерализма» представители РПЦ выразили симпатии социализму советской модели. «В советское время было сделано много хорошего. Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, выдающиеся технические и научные достижения, очень мощно прозвучавшая в мире модель общества, основанная на идеале социальной справедливости, – все это наши бесспорные достижения. Когда сегодня говорят, что советский социализм позорно канул в историю, это неправда», – сказал на встрече со студентами Государственного университета управления протоиерей Всеволод Чаплин. Это тем более удивительно, что еще 30 марта он же предлагал исследовать работы Ленина на предмет наличия в них экстремизма. Однако после призыва собраться 22 апреля на молитвенное стояние в Церкви, очевидно, вспомнили, что на этот же день приходится и день рождения Ленина. Ссориться на почве антисоветских заявлений с коммунистами, когда необходима консолидация против либералов, видимо, решили излишним. Поэтому протоиерей Чаплин счел нужным заявить теперь, что «не нужно публично унижать» чувства тех, кому дорог Ленин, а социализм как «общество, построенное не по законам доминирования денег, прибыли и частного экономического интереса», куда лучше капитализма и, возможно, Россия к нему в каком-то виде еще придет.
В свою очередь, в противостояние с Церковью, в религиозную сферу общественной жизни все больше втягиваются и те самые упомянутые либералы, изначально достаточно далекие от этого. На пикеты в поддержку арестованных участниц Pussy Riot, которых подозревают в участии в «панк-молебне» в храма Христа Спасителя, уже выходили Борис Немцов и Алексей Навальный. 31 марта требования освобождения задержанных озвучивались на акции «Стратегии-31» в Рязани с участием местного отделения ПАРНАСа, 5 апреля – на пикете «Яблока» в Благовещенске.
«Разведение» в разные стороны православных верующих и либералов представляется ошибкой, которая может иметь особое значение в будущем. Ибо заведомого противостояния здесь нет, так как значительная часть образованного городского класса в России и либеральна, и православна по мировоззрению.