На встрече с единороссами Дмитрий Медведев пообещал внести в Госдуму законопроект о контроле над расходами еще в пятницу.
Фото РИА Новости/Reuters
Создать в России систему контроля за соответствием крупных расходов госчиновников их доходам власть обещала в ходе обеих избирательных кампаний – думской и президентской. Дмитрий Медведев говорил об этом в декабрьском Послании парламенту. Владимир Путин указывал на необходимость такого механизма в одной из своих предвыборных статей. В конце концов соответствующий законопроект появился. C середины марта он проходит общественное обсуждение в Интернете. В конце прошлой недели президент объявил, что вносит документ в Госдуму. Однако на Охотном Ряду проект не появился.
Вчера весь день в Госдуме ждали президентский законопроект о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их доходам.
О его внесении Дмитрий Медведев объявил 30 марта. Однако 2 апреля документ в ГД не пришел. На момент подписания этого номера «НГ» его не было не только в компьютерной базе нижней палаты, но и в думской канцелярии, где обычно тщательно отслеживается любая входящая в ГД бумажка. То есть можно было смело утверждать, что из Кремля законопроект относительно контроля за расходами чиновников в течение четырех дней не поступил.
Корреспондент «НГ» предпринял небольшое расследование, чтобы получить ответы на традиционные для России вопросы: кто виноват? И что делать? То есть попытаться установить, на какой стадии и в какой госструктуре завис законопроект, жесткая политическая дискуссия вокруг которого идет несколько лет. Документ, напомним, был одним из предвыборных обещаний партии власти в ходе думской кампании.
Напомним, что 30 марта в ходе встречи с руководством «Единой России», которое прибыло к президенту для согласования кандидатур будущих губернаторов Московской, Саратовской и Омской областей, Дмитрий Медведев специально отвлекся от важной кадровой темы: «Как мы и договаривались – некоторое время назад мы обсуждали в формате «открытого правительства» вопрос о совершенствовании законодательной базы – сегодня я вношу проект федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, которые замещают государственные должности, их доходам». Глава государства обратился к ЕР с просьбой принимать его в приоритетном порядке, напомнив, что это часть большой программы по противодействию коррупции, которая развернулась в стране в последние несколько лет. Медведев в завершении этого антикоррупционного отступления повторил, что вносит проект закона в ГД.
В тот же день, 30 марта, в Госдуму документ не пришел, выходные тоже оказались пустыми. И в понедельник депутаты из будущих профильных для этого закона комитетов – по конституционному законодательству и государственному строительству и по безопасности и противодействию коррупции – только разводили руками. Например, первый зампред конституционного комитета от «Справедливой России» Александр Агеев сообщил «НГ», что следов проекта ему отыскать не удалось. Попытка проверить информацию о поступлении или отсутствии документа через секретариат председателя ГД Сергея Нарышкина тоже не удалась. При этом выяснилось, что и в президентской администрации, хотя официальные комментарии давать там и не были готовы, есть мнение, что закон ушел в Госдуму в пятницу.
Депутат Дмитрий Горовцов, представляющий в комитете по безопасности фракцию СР, дал понять корреспонденту «НГ», что он странной пропажей законопроекта не очень огорчен. «Потому что в пакете, который внес или еще внесет президент, нет поправки в Уголовный кодекс о введении в него такого состава преступления, как незаконное обогащение». Да и по поводу создания некоего единого антикоррупционного госоргана, насколько было известно Горовцову, в президентской инициативе ничего не было сказано. Действительно, в законе говорится лишь о Генпрокуратуре. Стоит напомнить, что законопроект о контроле за расходами проходит общественную экспертизу – до 5 апреля. И непонятно, как можно было вносить в ГД документ, только обсуждаемый гражданским обществом. Не говоря уже о том, что в подобной ситуации трудно ожидать, что какие-то поправки от народа могут быть в него включены.
Неудивительно, что источник «НГ» в аппарате ГД сказал по этому поводу, что «президент поторопился». Тем более что по данным, которые имеются на Охотном Ряду, текст проекта 30 марта не был завизирован Экспертным управлением президента. Это факты. А догадки от того же собеседника «НГ» заключаются в том, что скорее всего внесение остановил Дмитрий Медведев, потому что не увидел в документе норм, которые хотел бы туда внедрить.