Александр Бастрыкин проверит жалобы граждан на полицию.
Фото РИА Новости
В составе Следственного комитета России вскоре появится спецподразделение по расследованию уголовных дел в отношении сотрудников полиции. Об этом вчера сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. Эксперты видят в происходящем стремление СКР к усилению своего влияния в стране. А также новый виток заочного противостояния с Генпрокуратурой.
Новая структура, сообщил Маркин, будет специализироваться «на рассмотрении жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов и расследовании уголовных дел в отношении полицейских». Следственный комитет ссылается на требования общественности. Маркин напомнил о письме правозащитников Бастрыкину – с просьбой выделить в структуре СК РФ специальное подразделение, которое будет вести расследования только в отношении сотрудников МВД, ФСКН и ФСИН.
Среди инициаторов обращения – Московская Хельсинкская группа, фонд «Общественный вердикт», межрегиональный комитет против пыток, межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора», правозащитный центр «Мемориал», комитет «Гражданское содействие» и «Движение за права человека».
В пресс-службе Следственного комитета корреспонденту «НГ» ответили, что спецподразделение только еще создается – подчиненные Александра Бастрыкина пока лишь приступили к проработке поручения. В пресс-службе МВД отказались комментировать новость, заметив: «Мы взаимодействовали и будем впредь взаимодействовать с подразделениями Следственного комитета РФ по вопросам противодействия противоправным действиям сотрудников нашего ведомства». «Каждое преступление стражей порядка будет расследовано, и расследоваться будет публично», – заявил вчера министр внутренних дел Рашид Нургалиев на встрече с деятелями культуры, представителями общественности и религиозных конфессий.
Источник «НГ» в Государственной Думе, близкий руководству МВД, сообщил, что на самом деле в МВД далеко не в восторге от создания спецподразделения: «В полиции понимают – все сложнее, чем выглядит со стороны. До 90% преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, выявляются подразделениями собственной безопасности полиции. Либо с их участием. А все процессуальные решения принимает Следственный комитет РФ. Только от следователя зависит, будет ли возбуждено дело. И только от суда зависит, будет ли наказан преступник. Почему сегодня никто не задается вопросом – кто в той же Казани пропустил информацию о злоупотреблениях в полиции мимо ушей? Бастрыкин очень мудро поступил, когда сам наказал своих сотрудников...»
Насколько логичным выглядит решение властей по усилению контроля над полицией именно со стороны СКР? В Госдуме эта мера вызвала недоумение. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая считает, что такого рода подразделение логичнее создавать не в Следственном комитете, а при Генпрокуратуре. Она напомнила о Конституции РФ: «В этой связи правильнее вести речь о полномочиях прокуратуры с точки зрения изначально особого статуса этого ведомства, определенного Основным законом».
Эту точку зрения разделяет председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко: «В необходимости контроля над МВД никаких сомнений нет. Но такой контроль обычно является функцией прокуратуры. А если Следственный комитет заявляет о своих претензиях, то это нельзя расценивать иначе как очередной раунд перетягивания каната СКР с прокуратурой. У нас любят устраивать межведомственную конкуренцию, а результатом часто становится бесконтрольность и падение эффективности тех функций, которые за этими ведомствами закреплены. Кстати, ровно два года назад, в марте 2010-го, президент Дмитрий Медведев поручил именно генпрокурору Юрию Чайке следить за деятельностью милиции. «В соответствии с Законом «О милиции» генпрокурор России и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за законностью деятельности милиции», – сказал тогда президент.
Напомним, что Генпрокуратуре глава государства недавно поручил курировать борьбу с коррупцией – на заседании коллегии ведомства 25 февраля. Однако с точки зрения внимания общества к этим вопросам позиция Следственного комитета выглядит явно более выигрышной. Коррупция в глазах граждан – враг абстрактный, а иногда и вовсе не враг, а полезное средство решения собственных проблем. Отсутствие личной безопасности, а часто и полная беззащитность волнует людей гораздо сильнее.
Согласен с таким выводом «НГ» глава Левада-Центра Лев Гудков. Однако, замечает эксперт, принятые меры грозят остаться лишь имитацией борьбы со злоупотреблениями правоохранительных органов: «Наши опросы показывают, что люди воспринимают бюрократические шаги власти как форму политической борьбы или борьбы за распределение ресурсов... Без изменения системы власти, рассуждают граждане, ничего не изменится. Все правоохранительные органы останутся теми же, что и раньше». В ответах респондентов на вопросы соцслужб, говорит Гудков, доминирует скепсис и желание держаться подальше от всех силовых структур: «Только в случае, когда некуда деваться, люди начинают обращаться в правоохранительные органы. Но, по нашим данным, это максимум 10–15% граждан».
Похоже, Бастрыкину не стоит ждать наплыва желающих пожаловаться ему на полицию.
По мнению главы Института современного развития (ИнСоР) Игоря Юргенса, за решением о создании спецподразделения в ведомстве Бастрыкина стоит борьба во власти за руководство МВД: «Таких инцидентов, как в Казани, в стране можно найти множество. Происхождение Нургалиева из этого региона помимо прочего наводит объективного наблюдателя на мысль о том, что идет нешуточная борьба за пост министра внутренних дел». Этот пост очень важен – и не только потому, что полиция призвана в первую очередь следить за порядком в стране, замечает собеседник «НГ»: «Чего греха таить, силовые ведомства являются второй проводящей структурой нашей экономики. Это структура, занимающаяся перераспределением теневых доходов в стране. И для людей, вступающих сейчас во власть, она приобретает решающее значение».
СКР становится все больше похожим на аналог американского Федерального бюро расследований, замечает глава ИнСоРа: «Со временем этот орган станет суперведомством, останавливать которое будет также трудно, как когда-то ФБР в США. Смотрите фильм «Эдгар», вышедший сейчас на экраны...» Приближает ли нынешняя активность СКР момент создания в стране единого Следственного комитета – на платформе ведомства Александра Бастрыкина? «Это безусловно входит в планы одной группы элит. И не входит в планы другой. Ветеранам спецслужб давно хочется стянуть под одну крышу силовиков, создав в России обновленный КГБ. Уверен, что такие планы есть. Будут ли они реализованы – неизвестно. Но то, что перед нами сейчас разворачивается, можно рассматривать как часть этого процесса».