Фото Reuters
«Анатомия протеста», первый раз показанная НТВ неделю назад, просто по законам жанра требовала реакции ее главных героев – представителей оппозиции. Молчать им было никак нельзя – это было бы равносильно признанию всех своих грехов. Однако реакция, продемонстрированная оппозицией, была такой странной, что уж лучше бы просто промолчали – эффект для них получился бы не такой убийственный.
Собственно, НТВ не сообщило ничего принципиально нового. В подвозе прохоровской массовки и раздаче денег на Болотной оппозицию впервые уличили никак не журналисты, а их соратник по борьбе Удальцов, сообщивший с Болотной в своем Твиттере по этому поводу буквально следующее: «Видел, как люди, шедшие за Прохорова, получали потом деньги. Это плохо, это нас всех подставляет». Сами оппозиционеры, как известно, считают, что массовый подвоз и проплата дискредитируют протест. НТВ лишь собрало воедино все свидетельства. Ту же оплату массовки «Белого кольца» около станций метро видели, как потом выяснилось, многие участники, но предъявили широкой публике именно авторы «Анатомии».
То, что случилось потом у героев фильма и сочувствующих им, я могу назвать лишь истерикой. Нормальная кампания против НТВ с их стороны могла бы выглядеть так: обращение в суд по нескольким фактам, показанным в программе, предъявление неопровержимых доказательств лжи со стороны НТВ (если таковые имеются), принуждение НТВ к выпуску опровержений и уж потом – массовая медийная кампания с топтанием на репутации НТВ и празднованием победы добра над злом. И не было бы ни повторного показа фильма в воскресный прайм-тайм, ни миллионов просмотров в Интернете, ни бесчисленных цитат из фильма, приведенных в СМИ.
Вместо этого мы фактически стали свидетелями неистового публичного покаяния оппозиции, совершенного в Интернете. Началось все со спам-атак на группы НТВ в социальных сетях. Туда высадили и ботов с нулевыми аккаунтами, и вполне живых пользователей, которых призывали потроллить страницы НТВ и экспертов «Анатомии протеста» через созданные по случаю группы. Только ко мне на страницу ВКонтакте таких персонажей пришло «трудиться» около полутора тысяч, минимум две трети из которых были пустыми фейками. Полагаю, что на страницах НТВ в социальных сетях их «работало» значительно больше. Все это началось в ночь на пятницу и к утру должно было изобразить «широкий народный протест» против показанного НТВ. Тогда же по-быстрому, пока активность мировых пользователей Твиттера была невысока, в топ трендов был ненадолго выведен хэштег «НТВлжет», а сайт телекомпании подвергнут DDOS-атаке. Это стало еще одним информационным поводом для нескольких симпатизирующих оппозиции либеральным СМИ, которые синхронно отписались по ситуации уже к пяти (какая оперативность!) часам утра. Пятничная информационная повестка для остальных СМИ была задана. Линия атаки на НТВ была выбрана немудреная и выражалась в одной фразе: «НТВ лжет!» В чем именно лжет и где доказательства этой лжи, было неясно, однако уже в пятницу внимание к фильму было привлечено колоссальное. Причем эпицентром стал именно Интернет и блоги, аудитория которых никогда бы не посмотрела «Анатомию протеста» по телевизору, однако сделала его хитом просмотров на YouTube. Последним гвоздем стало объявление о повторном показе программы в прайм-тайм воскресенья. В этой ситуации оппозицию могли бы спасти массовые антиэнтэвэшные выступления, запланированные на выходные, однако и они вышли совершенно карикатурными. Сотня протестующих в субботу, несколько сотен – в воскресенье, когда число журналистов в несколько раз превышало количество участников митинга, – все это никак не тянуло на «широкий народный протест». Кампания против НТВ обернулась беспрецедентной раскруткой «Анатомии протеста» и полным провалом затеи оппозиции.
Впрочем, провалом это можно назвать лишь в том случае, если вся антиэнтэвэшная шумиха была затеяна ради того, чтобы впечатлить отечественного зрителя, в чем я, например, не уверен: для этого бы куда лучше подошел описанный выше сценарий – сначала судебные иски, потом опровержение и медиакампания. Другое дело, если все изначально было ориентировано на «внешний контур» и целью всей истерии было показать, как российское телевидение «душит нарождающуюся демократию» и «борется с оппозицией». Если так, то это объясняет, почему никто даже не пытался опровергнуть факты, предъявленные НТВ, почему вся кампания строилась на единственном тезисе: «НТВ лжет!» – и почему было достаточно показать на камеры несколько десятков протестующих, задерживаемых полицией: поверят и так, что да, душит. А там, глядишь, и гранты на «защиту демократии» увеличат. Тогда это – успех.
Читайте также:
Анатомия бойкота