Сергей Миронов уверенно смотрит в будущее.
Фото Reuters
Вчера лидер «Справедливой России» Сергей Миронов публично осудил главное решение тандема – обмен постами после инаугурации избранного президента Владимира Путина. Таким образом лидер эсэров демонстрирует собственную оппозиционность, пытаясь одновременно решить и внутрипартийные проблемы. Некоторые эксперты усматривают в заявлении Миронова желание части элит, близких к правительству, донести до Путина свое недовольство будущим премьерством Дмитрия Медведева.
Сергей Миронов уверен: думские эсэры не должны поддерживать кандидатуру нынешнего президента при утверждении последнего на должность главы правительства. «Это моя точка зрения», – подчеркнул вчера лидер «Справедливой России». Напомним, предложение Путина Медведеву занять пост премьера прозвучало на съезде «Единой России» в сентябре прошлого года. И было принято. После выборов 4 марта Путин свое решение подтвердил.
И вот теперь Миронов, который в числе первых поздравил Путина с избранием на пост президента, утверждает: «Нет ничего хорошего в так называемых рокировочках. Мы считаем, что нужно идти другим путем. Дмитрий Анатольевич – блестящий юрист, государственник, думаю, он без работы бы не остался». И снова оговаривается: «Я высказываю свою личную точку зрения...» По мнению Миронова, гораздо лучше с должностью премьера справилась бы Оксана Дмитриева.
Любопытно, что Миронов уже днем смягчил формулировки своего заявления, подчеркнув, что фракция только еще собирается обсудить этот вопрос и, возможно, с ним не согласится: важно, «с какой программой пойдет кандидат Медведев, если он будет предложен Владимиром Путиным, и какие поручения будущему главе правительства даст Владимир Путин». Это второе заявление звучит так, словно Миронов хочет донести до премьера: смущает его уже не рокировка, а скорее возможная несостоятельность Медведева в новой роли.
Заметим, в последнее время Сергей Миронов существенно снизил степень своей оппозиционности. И дело не только в приезде с поздравлениями к главному сопернику после голосования 4 марта, когда, по идее, еще в душе «раны не зажили». Напомним, что лидер эсэров собирался в свое время выступить на массовом митинге оппозиции, и партия даже делегировала в его оргкомитет депутата Геннадия Гудкова. Выступление не состоялось, а обоих депутатов Гудковых – отца и сына – вчера вечером, по слухам, даже должны были исключить то ли из партии, то ли из фракции. За излишнюю митинговую активность. Впрочем, сами они уверяют «НГ», что история раздута. По словам Гудкова-старшего, на партийных собраниях Миронов не высказывает никаких претензий соратникам, и разговоры получаются добрыми и конструктивными. Дмитрий Гудков не понимает, откуда взялись слухи о внутрипартийных репрессиях: «У нас после президентских выборов было одно заседание фракции и одно заседание бюро президиума партии. Ни там, ни там тема нашего участия в митингах вообще не обсуждалась. Было нормальное дружеское общение».
Похоже, решительным политическим заявлением, как и угрозой в адрес непослушных однопартийцев, Миронов хочет подчеркнуть: он в силе. Однако что стоит за «антирокировочным» заявлением лидера эсэров? Эксперты, опрошенные «НГ», предлагают несколько объяснений происходящего. Которые не исключают друг друга.
Функция Миронова в отечественной политической системе окончательно определилась, указывает в беседе с «НГ» глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский. Он указывает на крайнюю неустойчивость политических предпочтений лидера эсэров и напоминает, как Миронов в течение только одной, последней избирательной кампании трижды менял свою позицию: «Сначала, пытаясь обогнать соперников, объявил себя сторонником митинга на Болотной. Потом объявил себя сторонником Зюганова, хотя выборы не закончились и он еще не проиграл. А под конец, вернувшись на старую колею, объявил себя сторонником избранного президента и врагом митингов. Он лишен собственной позиции и озвучивает чужие мнения». Кстати, вчера же Миронов сделал новое заявление – теперь он снова не исключает союза с КПРФ. Но только на платформе социал-демократии.
Миронов мог бы озвучивать мнение Путина, считает Павловский, но эксперт не уверен, что Путин доверит роль рупора такому маловлиятельному политику, как Миронов: «Борьба за посты в будущем правительстве Медведева явно обостряется. Поскольку у Миронова нет связи с определенным кланом и он выступает как политический фрилансер, совершенно очевидно, что его могут использовать сырьевики и силовики нынешнего правительства, недовольные будущим премьерством Медведева. Они заранее пытаются изъять из его премьерства максимальное количество полномочий». Собеседник «НГ» затруднился предположить, кто именно подталкивает Миронова делать подобные заявления, однако уверен, что это не Путин: «Не надо слишком высоко искать источник заявлений Миронова. Это люди из окружения премьера, которые раздражены тем, что главой правительства будет Медведев, поскольку Путин, как известно, данные вслух обещания никогда не менял».
В правительстве с напряжением ждут завершения рокировки тандема. Фото с официального сайта правительства РФ |
Глава Центра политических технологий Игорь Бунин считает заявление Миронова верным признаком того, что тот не войдет в правительство: «Медведев в любом случае будет премьер-министром. Это бесспорно. И если Миронов начинает с того, что задирает премьера, то это значит, что сам он туда не пойдет. Либо ему не предложили, либо он сам предпочел остаться на партийной площадке. Хотя у него проблем в партстроительстве видимо-невидимо». Эксперт видит в происходящем сугубо партийную логику: «Справедливая Россия» переходит в оппозицию. И таким образом демонстрирует свой отказ принять сложившуюся систему». Бунин подчеркивает, что Миронов сделал политический выбор: «Если бы он изначально не критиковал Медведева, то можно было бы предположить, что он проводит какую-то комбинацию собирания политических сил вокруг правительства Медведева. Но, как видим, этого не произошло».
Руководитель дирекции по общественно-политическим проблемам развития Института современного развития Борис Макаренко обращает внимание «НГ» и на сложную ситуацию в «Справедливой России»: «Партию раздирают противоречия. Многие недовольны ее руководством. В этих условиях Миронов старается продемонстрировать свою оппозиционность. Голосование против кандидатуры премьера является составной частью этого сценария». Момент для заявления Мироновым выбран удачно, считает Макаренко: «В то время как Гудковы демонстрируют свою оппозиционность, Миронову не хочется выглядеть слабым политиком, и он показывает, что не боится сразиться с самим тандемом».
На самом деле, похоже, Миронов действительно возвращается к истокам своей политической карьеры. Он больше не критикует Владимира Путина – и в этом плане весьма показательно его вчерашнее заявление: но не первое, а второе. Не оставляющее сомнений в лояльности партийного лидера вчерашнему политическому конкуренту. Миронов присматривается к правительству Дмитрия Медведева, привычно и легко, как в старой пижаме, чувствуя себя в проверенной роли последовательного критика кабинета министров. Это сигнал Путину: он должен знать, кто готов в трудную минуту взять на себя функцию зоркого ока государева.