Так неинформированные граждане иногда заполняли бюллетени.
Фото автора
В минувшее воскресенье в столице наряду с президентом выбирали муниципальных депутатов. Наблюдатели и москвичи к этим выборам значимого интереса не проявили. Многие избиратели, получая в дополнение к президентскому длинный список муниципальных кандидатов, похоже, не знали, что с ними делать. И бросали в урну незаполненными. Или донимали членов комиссий просьбами прояснить ситуацию.
Москвичи выбрали представителей муниципальных собраний, которые на протяжении пяти лет будут представлять их интересы в районе. О деятельности этих людей горожане ничего не слышали и скорее всего не услышат. К полномочиям депутатов муниципий относится помимо принятия решений о выборе цвета краски для скамеек распределение бюджета на муниципальные праздники.
На кону было около 1,5 тыс. депутатских мест. Претендовали на них, по статистике Мосгоризбиркома, около 4 тыс. человек. Конкурс был небольшой – всего 2,2 человека на место. Этому способствовали отказы избиркомов многим независимым кандидатам еще на стадии регистрации. В воскресенье корреспондент «НГ» наблюдал за ходом голосования на столичном избирательным участке № 1964 в Северном Чертанове – там люди возмущались, что не знают никого из представленных кандидатов в депутаты. При подсчете голосов за них было обнаружено большое количество испорченных бюллетеней. Впрочем, выбор у горожан был невелик, поскольку, к примеру, все семеро из зарегистрированных кандидатов по второму одномандатному округу Северного Чертанова, по информации «НГ», так или иначе были одобрены чиновниками управы. Пятеро из них победили. И такая ситуация типична для большинства московских муниципий.
Официальная статистика ЦИКа по всем округам Москвы на момент сдачи номера подведена еще не была, и это настораживало как кандидатов, так и юристов. «Когда в 2 часа дня нет официальных результатов, это вызывает сомнение, – говорит «НГ» юрист «Яблока» Елена Морозова. – По нашим оценкам, в муниципалитеты прошла примерно треть яблочных кандидатов, но после пересчета голосов ситуация может измениться». Она напомнила случаи с парламентских выборов, когда ТИКи отказывались даже в руки брать протоколы с аномально высокими, по их мнению, результатами «Яблока» или КПРФ.
С ней согласился член ТИКа Северного Чертанова Кирилл Истомин, баллотировавшийся в депутаты по Хамовническому району Москвы, и также неудачно: «Четыре из пяти мандатов у нас получили кандидаты, так или иначе связанные с управой».
Не удалось пройти в муниципальное собрание района и кандидату Петру Милосердову, являющемуся основателем школы депутатов. Он объяснил «НГ», что полномочия у муниципальных парламентариев действительно очень маленькие и касаются лишь спорта, культуры и досуга москвичей. Однако на этих выборах, по данным «НГ», пытались зарегистрироваться огромное количество людей. Чем вызван ажиотаж? «В России очень мало способов реализовать себя в общественной жизни. Одним из таких способов является депутатский мандат», – говорит Милосердов. Однако в московских муниципалитетах не нужны политически активные люди, приходит к грустному выводу собеседник «НГ».
Единственной из опрошенных газетой независимых кандидатов, кому улыбнулась удача, оказалась студентка журфака МГУ им. М.В.Ломоносова Вера Кичанова: «Я всю ночь караулила у ТИКа и выяснила, что победила!» Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в беседе с «НГ» объяснила, что сейчас муниципальное управление в Москве – полный ноль: «Никто их не знает. При мне кандидатов выбирали по фотографиям или жизнеописанию». Объясняя причины ожесточенной борьбы за муниципальные места, Зубаревич отметила: «Кто-то идет за статусом или стартовой позицией. Кто-то хочет прижаться к власти покрепче. А кто-то, напротив, хочет отстаивать свои ценности и идеи». Однако сейчас полномочия депутатов чисто декоративные, резюмировала собеседница «НГ».