Сергей Миронов – единственный из кандидатов в президенты – приехал на церемонию подписания Общественного договора.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера сорвалось подписание Общественного договора кандидатов в президенты. Политики назвали его никчемной бумажкой, недоумевая, почему площадкой для подписания документа назначили МЧС. Михаил Прохоров и Сергей Миронов, впрочем, свое подписание окончательно не исключили – если в договор внесут изменения, касающиеся процедуры голосования. Лига избирателей пока колеблется. По мнению наблюдателей, нынешний договор не более чем пиар-ход штаба Путина, который намерен в очередной раз продемонстрировать «неконструктивность» оппозиции.
Вчера так и не состоялось подписание кандидатами в президенты Общественного договора о честных выборах, авторство которого приписывают борцу с оранжевой революцией Сергею Кургиняну.
На заседание в МЧС помимо самого Кургиняна прибыли, в частности, глава МЧС Сергей Шойгу, глава предвыборного штаба Владимира Путина Станислав Говорухин, представитель Лиги избирателей Петр Шкуматов, кандидат в президенты Сергей Миронов и телеведущий Александр Гордон. Миронов, впрочем, почти сразу же удалился, объявив, что заключил соглашение с Лигой избирателей и, мол, если они подпишут, то и он последует их примеру. Представитель Лиги Шкуматов, который принес альтернативный вариант договора, намекнул, что подписать обновленное соглашение должны не только кандидаты в президенты, но и МВД, а также некоторые другие госведомства.
Говорухин в ответ заявил, что свести проекты Кургиняна и Лиги избирателей в один невозможно: «Предлагаю попросить команды Зюганова, Жириновского и Прохорова составить свои соглашения и поработать над ними». Говорухин объявил, что кандидат Путин готов подписать договор. Но пока его конкуренты не приходят «даже на это совещание, придется подождать». Говорухин не преминул выразить сомнение в заинтересованности неявившихся политиков в проведении честных выборов.
Напомним, впервые идея была якобы спонтанно озвучена Сергеем Шойгу в эфире телепередачи «гражданин Гордон» на Первом канале. Площадкой для подписания должно было стать Министерство по чрезвычайным ситуациям. Документ предложено подписать также главам МВД и Генпрокуратуры Рашиду Нургалиеву и Юрию Чайке. В текст документа, помимо стандартного содержания Избирательного кодекса, включены пространные пассажи о том, что «заявления оппозиционных политиков о нелегитимности любого результата предстоящих президентских выборов грозят ввергнуть Россию в конституционный кризис».
«НГ» выяснила, почему лидеры партий отказались подписывать договор. Лидер ЦК КПРФ Геннадий Зюганов назвал договор «профанацией», обвинив организаторов передачи в том, что они даже не пустили их представителя в эфир. Депутата Госдумы, главу предвыборного штаба КПРФ Юрия Афонина успели загримировать, а затем отправили домой. Зюганов подчеркнул, что проект такого договора в целом необходим, но вырабатывать его надо совместно, а подписывать его должен лично Владимир Путин. Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев в беседе с «НГ» пояснил, что дело не в конкретных деталях документа, а в принципе: «Никаких договоров с ними не будет».
У Сергея Миронова есть конкретные претензии к тексту договора: «Участники передачи договаривались не удалять наблюдателей с избирательных участков, показывать протокол перед веб-камерой и считать все первичные протоколы истиной в последней инстанции, а в конечном варианте этого нет». Депутат Госдумы от СР Дмитрий Гудков считает, что ни в коем случае нельзя подписывать соглашение с властью: «Так мы только легализуем результаты выборов». «Разве только в обмен на отставку главы ЦИКа Владимира Чурова и изменение состава избиркомов мы это сделаем, – заметил он. – Да и никаких честных выборов без серьезной политической реформы провести невозможно».
Глава предвыборного штаба Владимира Жириновского Владимир Овсянников объяснил, почему лидер ЛДПР отказался приезжать в МЧС: «Договор не имеет юридической силы. Мы давно не доверяем властям, поскольку они идут на фальсификации – уже дана указивка, сколько процентов рисовать Путину. Это все равно что палач будет подписывать договор со своими жертвами». Овсянников подозревает, что и программа, и договор были спланированной провокацией: «Чтобы в итоге сказать на всю страну – а вот они не пришли!»
Кандидат Михаил Прохоров вчера также отказался подписывать договор в том виде, в котором его прислали. По словам Прохорова, документ должны подписать все кандидаты в президенты, включая Путина, а сам договор должен быть близок к тому, который подготовила Лига избирателей. Советник Прохорова Юлиана Слащева заявила вчера, что его штаб тем не менее подготовил «разногласия с этим соглашением», которые были отправлены инициатору документа Сергею Шойгу.
По мнению замгендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, общественный договор нужен власти для того, чтобы оппозиция подписалась под текстом документа, содержащим «антиоранжевые» формулировки. И тем самым растеряла часть сторонников. В противном случае власть также не окажется в проигрыше, заявив, что оппозиция не конструктивна, заметил эксперт. Если бы документ подписал только Путин, это выглядело бы для премьера имиджевым провалом: «Зато Станиславу Говорухину терять нечего – он и так за последнее время много всего наговорил».
Алексей Макаркин заметил, что в последнее время доверенные лица Путина сместили акценты и говорят, что, мол, Путин придет еще на шесть лет, а там посмотрим... Он видит в этом хитрость путинского штаба.