Статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованная на этой неделе, не являлась ни стилистически, ни содержательно предвыборным текстом. Если говорить о наиболее интересовавшей меня части, касающейся проблем образования, скорее ее можно охарактеризовать как попытку сформулировать некоторые концептуальные основы дальнейшей модернизации этой сферы. Именно не раздать всем сестрам по серьгам и просто пообещать увеличить выплаты работникам системы образования (что, безусловно, само по себе тоже имело бы позитивный эффект), а сформулировать условия эффективности и конкурентоспособности системы. И ключевым вопросом здесь стало формирование мотивации к повышению эффективности отечественного образования.
Именно об этом, на мой взгляд, большинство предложений Путина, часть из которых были недавно конкретизированы им на встрече с ректорами вузов. И именно такого разговора, как мне кажется, ждала высшая школа, в особенности с учетом постоянной эскалации конкуренции не только среди государственных, но и среди динамично развивающихся частных вузов и борьбы за симпатии абитуриентов с иностранными учебными заведениями, особенно активно начавшими претендовать на долю рынка с учетом бурного развития интернет-технологий в образовании.
Поэтому, даже предлагая абсолютно социально ориентированные решения – повышение стипендий и расширение практики грантов для студентов, увеличение зарплаты преподавательского состава и выравнивание зарплат внутри вузов, Путин говорит не о «подачках», а именно о формировании системы мотивации.
Студент, получающий нормальную стипендию на первых курсах и серьезные гранты под свои исследовательские проекты на старших курсах, куда с большей вероятностью останется в системе высшей школы, пойдет в аспирантуру, будет учиться там, понимая, что, работая в вузе, он сможет продолжить заниматься любимым делом и получать за это достойные деньги. Увеличение зарплаты профессорско-преподавательскому составу компенсирует существующую зачастую огромную и несправедливую разницу между заработной платой обычного преподавателя, на котором держится весь учебный процесс, и заработной платой ректора, которые сейчас могут отличаться на порядок, а то и больше.
Повторюсь, речь не просто об установлении справедливой системы оплаты труда преподавателей и финансовой поддержки студентов: помимо этого Путин предложил еще целый ряд мер, которые в комплексе должны позволить создать в России сеть университетов мирового класса, способных конкурировать с самыми престижными вузами мира. Кроме того, в эффективном высшем образовании Путин явно видит основу для формирования работающих социальных лифтов, позволяющую будущему специалисту получить качественное образование и успешно встроиться в экономику страны вне зависимости от того, где он родился и живет – в Москве или в провинции.
В качестве мер по повышению качества высшего образования премьер предложил закрыть вузы, занимающиеся фактической торговлей дипломами в рассрочку, когда ни о каком сколько-нибудь адекватном уровне знаний говорить не приходится, а студенту достаточно лишь вовремя вносить плату за обучение, и в вузе можно не появляться вовсе. Кроме того, будут выделены деньги на восстановление научных школ и продолжен процесс присоединения вузов, не имеющих серьезных исследований и рынка труда для своих выпускников, к серьезным университетам. Вкупе с предложенными Путиным экономическими мерами – бюджетными инвестициями в образование и возможным освобождением от налога на прибыль спонсорской помощи, направляемой компаниями вузам (вопрос сейчас будет прорабатываться Минобразования и Минфином), все это является хорошей основой для дальнейшей модернизации высшей школы.
И вот что еще импонирует мне: Путин не стал навязывать свои инициативы вузовскому сообществу, предложив свое видение развития системы образования и обозначив, что готово сделать в этом направлении государство, а что должны сформулировать и реализовать сами вузы. Думаю, такой подход будет и более продуктивен, и более высоко оценен представителями высшей школы.