0
1668
Газета Политика Интернет-версия

17.02.2012 00:00:00

Социально ориентированные решения

Владимир Бурматов

Об авторе: Владимир Владимирович Бурматов - первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова.

Тэги: образование, путин, программа


Статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованная на этой неделе, не являлась ни стилистически, ни содержательно предвыборным текстом. Если говорить о наиболее интересовавшей меня части, касающейся проблем образования, скорее ее можно охарактеризовать как попытку сформулировать некоторые концептуальные основы дальнейшей модернизации этой сферы. Именно не раздать всем сестрам по серьгам и просто пообещать увеличить выплаты работникам системы образования (что, безусловно, само по себе тоже имело бы позитивный эффект), а сформулировать условия эффективности и конкурентоспособности системы. И ключевым вопросом здесь стало формирование мотивации к повышению эффективности отечественного образования.

Именно об этом, на мой взгляд, большинство предложений Путина, часть из которых были недавно конкретизированы им на встрече с ректорами вузов. И именно такого разговора, как мне кажется, ждала высшая школа, в особенности с учетом постоянной эскалации конкуренции не только среди государственных, но и среди динамично развивающихся частных вузов и борьбы за симпатии абитуриентов с иностранными учебными заведениями, особенно активно начавшими претендовать на долю рынка с учетом бурного развития интернет-технологий в образовании.

Поэтому, даже предлагая абсолютно социально ориентированные решения – повышение стипендий и расширение практики грантов для студентов, увеличение зарплаты преподавательского состава и выравнивание зарплат внутри вузов, Путин говорит не о «подачках», а именно о формировании системы мотивации.

Студент, получающий нормальную стипендию на первых курсах и серьезные гранты под свои исследовательские проекты на старших курсах, куда с большей вероятностью останется в системе высшей школы, пойдет в аспирантуру, будет учиться там, понимая, что, работая в вузе, он сможет продолжить заниматься любимым делом и получать за это достойные деньги. Увеличение зарплаты профессорско-преподавательскому составу компенсирует существующую зачастую огромную и несправедливую разницу между заработной платой обычного преподавателя, на котором держится весь учебный процесс, и заработной платой ректора, которые сейчас могут отличаться на порядок, а то и больше.

Повторюсь, речь не просто об установлении справедливой системы оплаты труда преподавателей и финансовой поддержки студентов: помимо этого Путин предложил еще целый ряд мер, которые в комплексе должны позволить создать в России сеть университетов мирового класса, способных конкурировать с самыми престижными вузами мира. Кроме того, в эффективном высшем образовании Путин явно видит основу для формирования работающих социальных лифтов, позволяющую будущему специалисту получить качественное образование и успешно встроиться в экономику страны вне зависимости от того, где он родился и живет – в Москве или в провинции.

В качестве мер по повышению качества высшего образования премьер предложил закрыть вузы, занимающиеся фактической торговлей дипломами в рассрочку, когда ни о каком сколько-нибудь адекватном уровне знаний говорить не приходится, а студенту достаточно лишь вовремя вносить плату за обучение, и в вузе можно не появляться вовсе. Кроме того, будут выделены деньги на восстановление научных школ и продолжен процесс присоединения вузов, не имеющих серьезных исследований и рынка труда для своих выпускников, к серьезным университетам. Вкупе с предложенными Путиным экономическими мерами – бюджетными инвестициями в образование и возможным освобождением от налога на прибыль спонсорской помощи, направляемой компаниями вузам (вопрос сейчас будет прорабатываться Минобразования и Минфином), все это является хорошей основой для дальнейшей модернизации высшей школы.

И вот что еще импонирует мне: Путин не стал навязывать свои инициативы вузовскому сообществу, предложив свое видение развития системы образования и обозначив, что готово сделать в этом направлении государство, а что должны сформулировать и реализовать сами вузы. Думаю, такой подход будет и более продуктивен, и более высоко оценен представителями высшей школы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1250
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
794
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
557
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
793

Другие новости