На протяжении многих десятилетий отношения нашей страны с США носили цикличный характер. Разрядку напряженности сменял застой, который оборачивался новым витком конфронтации, затем опять разрядка, опять застой – и новое обострение напряженности. Возможно ли разорвать этот порочный круг, добиться стабильной неконфронтационной модели взаимодействия России и США? Задачу осложняют избирательные кампании в обеих странах, которые, как это ни печально, сопровождаются всплеском антироссийской пропаганды в США и антиамериканской в России.
Между тем сегодня очевидно, что не Россия, а Китай является главным соперником Америки. Новый документ «Сохранение глобального лидерства. Приоритеты обороны в XXI веке», опубликованный Пентагоном 5 января 2012 года, объявляет о необходимости перенести упор в американской военной политике на АТР. К сожалению для наших ура-патриотов, постоянно ссылающихся на указания «вашингтонского обкома», в новом доктринальном документе Россия не включена в список потенциальных противников США. Наоборот, там говорится: «Наше взаимодействие с Россией остается важным, и мы продолжим строить тесные отношения в областях, представляющих взаимный интерес».
Главное достижение перезагрузки – новый Договор СНВ. Он позволяет обеспечить стратегическую стабильность и предсказуемость до конца нынешнего десятилетия. Наши патриоты-ястребы, солидаризирующиеся с американскими неоконсерваторами в критике договора, кричат об уступках со стороны России. Но о чем свидетельствуют факты?
На 1 февраля прошлого года у США было 1124 пусковые установки МРБ, БРПЛ и тяжелых бомбардировщика, в том числе 882 развернутые ПУ. У России 865 ПУ, в том числе 521 развернутая. Договор установил потолки в 800 ПУ, в том числе 700 развернутых. Таким образом, американцам к 2017 году надо ликвидировать 324 пусковые установки, в том числе 182 развернутые ПУ. Нам же надо сократить всего 65 пусковых установок. Что касается развернутых ПУ, то мы даже можем увеличить их количество на 179 единиц. В этих условиях довольно странно выглядят предложения денонсировать договор в ответ на развертывание американской ПРО и наращивание американских высокоточных вооружений с обычными боезарядами.
Особенно усердствуют могильщики перезагрузки по поводу ПРО. При этом поток пропагандистских домыслов за последнее время бьет все рекорды. Так, недавно появились утверждения о том, что США якобы уже развернули 1000 ракет-перехватчиков, способных сбивать наши МБР. Еще одним образцом антинаучной фантастики стало утверждение о том, что наш космический корабль «Фобос-Грунт» сбили американские радары (?)
Согласно концепции стратегической стабильности, основанной на модели взаимного гарантированного уничтожения, ограничения на стратегические ядерные силы требуют и ограничения ПРО. Но в 2002 году США вышли из Договора по ПРО. Администрация Барака Обамы в 2009 году пересмотрела подход Буша и ограничила стратегическую ПРО 36 перехватчиками, отказавшись от третьего района развертывания в Восточной Европе. Был аннулирован и ряд других программ стратегической ПРО.
Проблема возникает в связи с тем, что принятый администрацией Обамы Адаптивный поэтапный подход предусматривает развертывание на четвертом этапе (2018–2020) усовершенствованных перехватчиков СМ-3 Блок 2Б, которые могут осуществлять «ограниченный» перехват МБР. Предполагается развернуть такие системы в Румынии и Польше и на кораблях американских ВМС. Отсюда возникают опасения, что США могут развернуть в дальнейшем эшелонированную стратегическую ПРО. Такой вариант исключать нельзя. Но он не является неизбежным.
Конечно, президентские выборы делает ситуацию в США плохо предсказуемой. Особо следует отметить разнузданную предвыборную риторику, которая все больше начинает соответствовать пропагандистским стандартам холодной войны. В то же время и у нас ура-патриотизм зашкаливает. Во времена Рейгана Вашингтон блефовал, пугая Москву Стратегической оборонной инициативой. Теперь нас пугают наши ура-патриоты, пропагандируя миф о всемогуществе Америки. «Вашингтонский обком» обвиняют чуть ли не в попытке повлиять на исход выборов в России. Во время оранжевых революций Запад симпатизировал «своим» кандидатам – Ющенко и Саакашвили. Неужели кто-то всерьез решил, что Госдеп хочет видеть президентом России Зюганова или Жириновского?
Правда, бросает тень на плетень тот факт, что американцы и по линии государственной, и по линии неправительственных организаций дают гранты некоторым оппозиционным организациям. Но разве 50 или 100 млн. долл. могут изменить политический строй такой великой страны, как Россия?
Конечно, если к власти в США все-таки вернутся республиканцы, то американо-российские отношения могут быть отброшены. В нынешней Республиканской партии практически не осталось приверженцев «реальной политики». Поэтому приход к власти республиканцев приведет к тому, что в их администрации неоконсерваторы будут пользоваться большим влиянием, чем при Буше-младшем. Несомненно, последуют очередной рецидив силовой политики и новый виток напряженности.
Но если Обама останется в Белом доме на второй срок, то в отношениях между США и Россией сохранится преемственность. Хотя следует признать, что и в этом случае нельзя исключать осложнений. Задачи перезагрузки решены (Договор СНВ, соглашение по ядерной энергетике, вступление в ВТО, сотрудничество по Афганистану и т.п.), а новая повестка дня, консолидирующая достигнутый прогресс, не сформировалась.
Надеюсь, что нам удастся пройти 2012 год без новой российско-американской конфронтации. Это может произойти, если к саммиту в Чикаго в конце мая удастся договориться о компромиссных решениях по ПРО и некоторым другим вопросам. Так, кстати, поступили Владимир Путин и Джордж Буш на саммите в мае 2002 года, когда было принято заявление о сотрудничестве в сфере ПРО.
Весьма разумные предложения были представлены недавно на конференции в Мюнхене группой бывших государственных деятелей, которую возглавили Игорь Иванов, Сэм Нанн и Вольфганг Ишингер. Эти предложения поддержали и некоторые республиканцы – в частности, бывший помощник президента Буша по вопросам национальной безопасности Стив Хэдли. Если такой компромисс будет объявлен в Чикаго, то в 2013 году Россия и США могут приступить к серьезным переговорам, которые позволят к середине нынешнего десятилетия прийти к качественно новым договоренностям по вопросам стратегической стабильности и взаимодействия двух стран.