В среду, 8 февраля, воздушная группа в составе пяти самолетов ВВС России совершила облет воздушного пространства Японии над акваторией Тихого океана. Минобороны Страны восходящего солнца назвало беспрецедентным появление сразу пяти российских самолетов у японских границ, а правительство официально попросило Москву воздержаться впредь от таких действий. За день до этого российский МИД заявил протест в связи с проведением в Японии «Дня северных территорий».
Вечером вторника, 7 февраля, когда в Токио местные националисты возле посольства Российской Федерации еще куражились, отмечая «День северных территорий», и требовали вернуть Японии южные острова Курильской гряды – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, с авиабазы «Украинка» в Амурской области поднялись два стратегических бомбардировщика Ту-95МС. Позже к ним присоединились два фронтовых бомбардировщика в модификации «разведчик» Су-24МР и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. По данным японских СМИ, авиагруппа в 9 утра по местному времени 8 февраля приблизилась к воздушному пространству островного государства, пролетела вдоль острова Хоккайдо и северной оконечности острова Хонсю со стороны Тихого океана и Японского моря.
По тревоге была поднята в воздух авиация сил самообороны. На разных этапах маршрута российские самолеты сопровождались в общей сложности 13 истребителями F-15 и F-16Ю не только японских, но и южнокорейских. Как отмечает японское военное ведомство, впервые к границам страны приблизились российские боевые самолеты в таком количестве. Также впервые среди них оказался разведывательный А-50. При этом отмечалось, что нарушения воздушного пространства не было.
Министерство обороны РФ в лице официального представителя ВВС РФ полковника Владимира Дрика подтвердило облет прилегающей к Японии нейтральной акватории Тихого океана, осуществленный стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС. «На различных этапах полета до границы РФ задачи сопровождения Ту-95МС выполняли экипажи самолетов Су-27, – сказал он. – Обеспечение контроля за воздушным пространством при выполнении задачи патрулирования выполнял экипаж самолета А-50». Полковник Дрик сообщил, что экипажи Ту-95МС отработали навыки ведения полетов над безориентирной местностью, а также выполнили дозаправку в воздухе от двух самолетов-топливозаправщиков Ил-78. Продолжительность патрулирования составила около 16 часов. Представитель ВВС РФ подчеркнул, что полеты «выполнялись и выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств».
По словам Владимира Дрика, воздушное патрулирование российских ВВС является плановым мероприятием и регулярно проводится с августа 2007 года. Однако впервые полет к японским берегам оказался подчеркнуто приурочен к «Дню северных территорий». В последние полтора года ситуация вокруг вопроса о принадлежности Южных Курил обострилась.
В ноябре 2010 года впервые остров Кунашир посетил президент РФ. Вслед за Дмитрием Медведевым Курилы посетили вице-премьеры и министры, включая министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Токио расценил эти визиты как ужесточение позиции по поводу территориальной принадлежности островов и неоднократно выражал российскому послу в Японии сожаление и протесты в связи с поездками российских высших чиновников. К «Дню северных территорий» недовольство японской стороны достигло кульминации. Так, премьер-министр Наото Кан припомнил поездку Дмитрия Медведева на Кунашир и назвал ее «непозволительной грубостью». Ответом стал «плановый полет» стратегических ракетоносцев, правда, без ракет.
Вывод из нынешних воздушных учений у берегов Японии очевиден: Россия окончательно считает Южные Курилы своей территорией и не намерена уступать ни пяди. В случае необходимости будет защищать свою землю всеми доступными средствами, включая военные.
В 2011 году российские «стратеги» летали к Японии только один раз – в сентябре. А всего за минувший год состоялось 50 полетов самолетов Дальней авиации продолжительностью от 10 до 22 часов над акваторией Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Средний налет экипажей составил 120 часов.