0
1918
Газета Политика Интернет-версия

07.02.2012 00:00:00

Туркменскую стабильность испытают демократией

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД России.

Тэги: туркменистан, энергетика


12 февраля в Туркменистане должны состояться выборы президента, которые призваны подтвердить приверженность Ашхабада демократическим принципам и стабильность нынешнего политического режима. Впрочем, подобная демонстрация не гарантирует стране отсутствия потрясений, что можно было наблюдать в ряде стран в прошлом году.

События в Египте, Бахрейне, Сирии, Ливии наглядно продемонстрировали, что наличие внутреннего недовольства и заинтересованность внешних государств могут создавать условия для смены власти. Активное участие во всех событиях США наглядно показало, что Вашингтон проявляет повышенный интерес к странам, которые располагают значительными запасами углеводородного сырья. Нет никаких гарантий, что подобные сценарии не разрабатываются для Центральной Азии, страны которой обладают значительными запасами нефти и газа. Сценарий народного бунта, как показали события в Казахстане, тоже может быть задействован.

Конечно, Туркменистан это не Казахстан. Однако ключевым фактором для принятия решения о смещении лидера той или иной страны выступает не приверженность демократическим ценностям, а готовность учитывать интересы западных стран, прежде всего в области углеводородных ресурсов.

Туркменистан занимает важное место в энергетической политике западных стран, которые рассматривают его в качестве одного из потенциально важных источников углеводородного сырья. Однако на сегодняшний момент вся власть сосредоточена в руках президента Гурбангулы Бердымухамедова и его окружения. Данный фактор является критичным для западных стран, особенно с учетом того, что все ключевые решения принимаются лично лидером государства, склонного к импульсивным действиям и пытающегося вести свою игру. Этот момент противоречит геополитическим и экономическим интересам западных стран, уже не первый год добивающихся от Ашхабада присоединения к разным трубопроводным проектам, инициированным США и ЕС.

Обоснованием для реализации «арабского сценария» вполне могут выступать заявления об угнетенном туркменском народе, о низком уровне жизни, об отсутствии демократических стандартов, о преследовании оппозиции и другие универсальные тезисы, которые могут стать «доказательствами», почему пришло время для смены власти.

Туркменская действительность не позволяет говорить о каком-то росте протестных настроений. Собственно, это прекрасно понимают на Западе и, надо отдать должное, пытаются учитывать туркменскую специфику. Вместо неправительственных организаций, которые действуют открыто в других странах и зачастую не скрывают своих целей, в Туркменистане реализуются гуманитарные программы, направленные на создание у туркменской молодежи привлекательной картинки западных политических ценностей. Будущая туркменская оппозиция, представленная молодежью, проходит подготовку в США, которые не скупятся на реализацию различных образовательных проектов за пределами Туркменистана. Здесь задействованы неправительственные организации, финансируемые Агентством международного развития. Технологии подготовки и последующего продвижения таких кадров, которые становятся активными приверженцами западных ценностей, уже многократно использованы.

Помимо внедрения образовательных программ, рассчитанных на молодежь, западные страны активно работают с политиками, которые уже сегодня находятся у власти. Этому способствует и политическая борьба, которая происходит внутри туркменской элиты. За публичной демонстрацией верности лидеру государства скрываются интересы разных кланов и групп, которые преследуют свои интересы и по-разному оценивают перспективы развития Туркменистана.

Процесс целенаправленной «демократизации» стран Центральной Азии является длительным в силу наличия там авторитарных режимов и низкой активности населения, которое опирается на традиционные ценности. Однако работа с представителями нынешней элиты, а также реализация различных образовательных и экономических программ для молодежи могут создать условия для «арабского сценария», который позволит расширить доступ Запада к углеводородным ресурсам стран Центральной Азии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Михаил Сергеев

План правительства игнорирует перспективы завершения или развития украинского кризиса

0
1872
Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Екатерина Трифонова

Нелегальные гастарбайтеры опасаются депортации из РФ после 5 февраля

0
1615
Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Иван Родин

КПРФ фиксирует доминирование левой предвыборной повестки в этом году

0
1395
Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Социальная сфера в стране столкнулась с вопросом объективности, а промышленность – со снижением качества

0
1591

Другие новости