0
2143
Газета Политика Интернет-версия

31.01.2012 00:00:00

Недостаточность точечных мер

Аркадий Любарев

Об авторе: Аркадий Ефимович Любарев - кандидат юридических наук, ведущий эксперт ассоциации "ГОЛОС", руководитель Общественного проекта по созданию Избирательного кодекса РФ.

Тэги: избирательный кодекс, выборы, закон


Когда три года назад мы начинали работу над проектом Избирательного кодекса, у многих возникал вопрос: понадобится ли он в ближайшее время, не работаем ли мы на далекую перспективу? И самые мудрые на этот вопрос отвечали предельно просто: когда бы кодекс ни понадобился, он должен быть к этому времени готов!

И сегодня мы видим, что работали не зря. Вот несколько цитат.

Из резолюции митинга на Болотной площади 10 декабря 2011 года: «Участники митинга требуют: ┘принятия демократического законодательства о партиях и выборах».

Из Послания президента РФ Федеральному собранию 22 декабря 2011 года: «Я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы┘ Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни┘ Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов┘ Предлагаю изменить систему выборов в Государственную Думу┘ Предлагаю также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий».

Из решения Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 23 декабря 2011 года: «Совет считает необходимым: ┘обеспечить скорейшее принятие нового избирательного законодательства».

Из Итогового отчета миссии ОБСЕ БДИПЧ по наблюдению за выборами в Государственную Думу 4 декабря 2011 года (датирован 12 января 2012 года): «Рекомендуется рассмотреть возможность объединения всех законов о выборах в единый кодекс, что упростит законодательную базу и обеспечит ее целостность».

В ответ на все эти рекомендации и требования мы сегодня можем заявить: проект комплексной реформы избирательного законодательства, проект демократизации избирательного законодательства существует – это наш проект Избирательного кодекса Российской Федерации. Вот только некоторые его важные положения:

– механизмы регистрации кандидатов и партийных списков, исключающие произвол и дискриминацию;

– гибкий порядок формирования избирательных комиссий, обеспечивающий представителям политических партий большинство мест в комиссиях и исключающий дискриминацию партий по политическим мотивам;

– возможность блокирования партий;

– смешанная связанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы (аналогичная германской, но с учетом российских особенностей) с трехпроцентным барьером, обеспечивающая пропорциональное представительство партий и исключающая сверхпредставительство за счет мажоритарной составляющей, при этом сохраняющая возможности для самовыдвижения;

– меры, направленные против технологии паровозов;

– восстановление возможности голосовать против всех кандидатов или списков;

– восстановление независимого общественного наблюдения;

– усиление мер, направленных против возможности фальсификации итогов голосования.

Это проект уже обсужден на многих площадках, в его поддержку высказались и авторитетные специалисты, и масса рядовых граждан. Наконец начинают обращать на него внимание и политики.

Правда, пока еще многим кажется, что проще идти другим путем. Мол, кодекс – это сложно, это будет долго приниматься. Не легче ли внести в избирательное законодательство десяток точечных изменений – и все проблемы будут решены? Полагаю, что это – ложный путь. Либо это не будет легче, либо основные проблемы не будут решены.

Легко внести в закон поправку, сокращающую число подписей избирателей. Но многое ли она исправит, если оставить драконовские нормы о признании подписей недействительными? Да и другие нормы, позволяющие отказывать в регистрации из-за мелких недочетов в представляемых кандидатом документах? Но чтобы исправить эти положения закона, нужна уже довольно тщательная их переработка.

Несложно внести поправки, затрудняющие какие-то конкретные способы фальсификаций. Но вместо них придумают другие, да и внесенные нормы придумают, как обойти или даже использовать их в свою пользу. Гораздо важнее добиться формирования таких избирательных комиссий, которые бы честно регистрировали кандидатов и честно считали голоса. Здесь тоже парой поправок не обойтись.

И не надо еще забывать, что у нас есть региональные и муниципальные выборы, проведение которых регулируется законами субъектов РФ. О том, какие ухищрения придумывают региональные законодатели для затруднения честной конкуренции на выборах, можно говорить много. И эту проблему тоже нужно решать.

Короче говоря, десятком точечных изменений не обойтись. А если поправок будет несколько десятков, то работа над ними станет делом еще более сложным, чем принятие единого Избирательного кодекса. И главное – не будет никаких гарантий, что эти десятки поправок будут сочетаться друг с другом, а не приведут к еще большему хаосу.

В общем, пришло время для принятия Избирательного кодекса!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1366
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2276
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1368
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1447

Другие новости