Григорий Явлинский сходит с дистанции.
Фото Alexey Sazonov/AFP
Завтра Центризбирком, как ожидается, снимет кандидата от партии «Яблоко» Григория Явлинского с президентской гонки. Причина – процент «недостоверных и недействительных подписей», в пять раз превышающий норму. Уход из кампании представителя «Яблока» продемонстрировал нежелание власти прислушаться к новой политической реальности, обозначенной декабрьскими митингами и объявленной реформой избирательного законодательства.
Вчера вечером члены комиссии должны были подписать протокол, фиксирующий результаты проверки так называемой второй выборки. Рабочая группа зафиксировала, как и в первом случае, около 24% недействительных подписей. Об этом рассказал «НГ» секретарь ЦИКа Евгений Конкин: «48 часов дается штабу кандидата, чтобы ответить на претензии Центризбиркома».
«Более 79 тыс. подписей признаны недействительными и недостоверными на основании ксерокопирования», – заявил вчера Конкин, подчеркнув, что «речь идет не только о ксерокопировании бланка, но и о ксерокопировании самих подписей». Конкин «разоблачает» Явлинского: «В одной и той же папке оказались листы с оригинальными подписями и их ксерокопии».
Григорий Явлинский заявил, что ведомство Владимира Чурова отказало не только ему: «Смысл отказа в том, что всех людей, которые не согласны с тем, что происходит в России, которые хотят другой перспективы – открытой, демократической, европейской, современной, – этим политическим решением не допускают до выборов».
Отказ представителю «Яблока» в регистрации считает политическим решением власти глава Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Вероятно, за годы «политических каникул» был утрачен механизм личного контроля Кремля за Явлинским. Похоже, власти опасаются не столько его участия в гонке, сколько последующих возможных попыток партии опротестовать результаты выборов, заранее объявленных чистой кампанией. В нынешней ситуации это, видимо, считается недопустимым».
Заметим, претензии ЦИКа к Явлинскому выглядят сегодня архаичными и не соответствующими новой политической реальности, включающей инициативу президента Дмитрия Медведева по реформе избирательного законодательства. Напомним, что глава государства предложил снизить количество подписей для самовыдвиженцев до 300 тыс. Делягин осторожен в ожидании перемен: «Это всего лишь доброе пожелание. Не следует забывать, что предложил норму нынешний президент, но подписывать соответствующий указ скорее всего будет уже следующий...»
Норма об обязательном использовании для сбора подписей листов, отпечатанных в типографиях, появилась в российском законодательстве в 2006 году. Именно с тех пор выдвижение «неправильных» кандидатов стало особенно просто контролировать. «Это чисто техническое требование, которое никакого отношения к подписям реальных людей не имеет», – пишет в ЖЖ один из сборщиков подписей для Явлинского.
Член Центризбиркома Елена Дубровина уверена, что нынешняя система сбора подписей – «дискриминирующий и дискредитирующий фактор»: «Время теряется на открытие счета, банки, как правило, тормозят этот процесс... Потом надо перечислить на счет денежные средства – это два-три дня. Потом эти средства перечислить в типографии. Типографии должны отпечатать бланки, которые развозят по всем территориям. И потом идет процесс сбора бумаг и перевозки в штаб со всей территории страны». Не признаются те листы, которые отксерокопированы, указывает Дубровина: «Допустим, кто-то пришел, взял пачку бланков подписных листов, ушел и больше не пришел – у него не получилось. Он передумал. Всегда возникает необходимость в ксерокопиях». «Закон содержит очень репрессивные меры – чуть что случилось, выгоняют с гонки», – сетует собеседница «НГ».
Простую политическую целесообразность видит в снятии с участия в кампании Явлинского член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Если стоит задача выиграть в первом туре, то нужно минимальное количество соперников. Явлинский и Прохоров в какой-то мере взаимозаменяемы, поскольку в глазах Запада и тот и другой придают некий приличный имидж выборам». Однако удаление с поля Явлинского эксперт считает рискованным шагом властей: «У него есть свой электорат, в том числе протестовавший в декабре. Это средний класс, население крупных городов. Зачем это нужно делать – мне пока не совсем понятно». Может быть, Михаилу Прохорову отводится какая-то дополнительная роль, подозревает собеседник «НГ»: «Ведь он совмещает сейчас роли имиджевого и технического кандидата для Кремля».
Петров уверен, что сегодня поставлена задача победы Путина в первом туре: «Когда выборы прошли, можно сколько угодно обсуждать фальсификации, но результат уже налицо. Другое дело, когда две-три недели потом будет идти обсуждение фальсификаций, ослабляющее Путина перед вторым туром. Мне кажется, этот выбор сделан. А технический кандидат в данном случае – это тот, который не снимет свою кандидатуру и не позволит другим оказывать давление на Путина угрозой снятия кандидатур».
Сохранение на президентских выборах 2012 года дискриминационного законодательства, говорит эксперт, является ограничением политической конкуренции: «В данном случае – со стороны власти. И с единственной целью – обеспечить избрание своего кандидата. Такой порядок противоречит высшему духу Конституции, хоть и одобрен парламентом страны. Требования к Явлинскому – издевательство не только над ним, но и над обществом. Они делают выборы несправедливыми».
Думается, отказ Явлинскому – с опорой на несправедливый закон – по большому счету непродуманная мера. Именно справедливости искали граждане на Болотной площади и на проспекте Сахарова. А ведь у власти был неплохой шанс продемонстрировать обществу пример беспристрастности и готовности к политической конкуренции.