Впервые в истории России – за все века ее существования – государственный деятель такого масштаба пошел на риск публичного обсуждения так называемого национального вопроса. Что есть Россия – национальное государство или империя? Раньше власть часто старалась уйти от этих неудобных вопросов, не давая четких ответов.
Всю серьезность национального вопроса сегодня ощущают на себе многие страны мира. К примеру, благополучная и просвещенная Европа фактически признает крах политики мультикультурализма, то есть возможность сосуществования множества культур в рамках национального государства. «Плавильный котел» англоязычной Америки, испытывающей нарастающее давление со стороны испаноязычных иммигрантов, ищет приемлемые варианты политики ассимиляции, которая предполагает активную роль со стороны государства.
В России рост межнациональной и межконфессиональной напряженности стал результатом отнюдь не процесса глобализации, открытости рынков и снижения торговых и миграционных барьеров. Обострение национального вопроса связано с крахом Советского Союза, который Владимир Путин назвал крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Бывшие республики СССР начали проводить активную национальную политику в ущерб русскоязычному населению, которое представляло культурную и профессиональную элиту в этих государствах. Россия, оставаясь многонациональным государством, с самого начала отказалась от радикальной постановки национального вопроса.
Экономический бум 2000-х позволил преодолеть массовую бедность. В крупных городах появился большой спрос на рабочую силу, что привело к закономерному росту трудовой миграции. В города Центральной России и Сибири стали приезжать не только (и не столько) выходцы из бывших республик СССР, а граждане России, выходцы с Северного Кавказа. Они обладают ровно такими же правами и обязанностями, как и остальные жители нашей страны. Проблема отнюдь не в том, что они якобы отобрали у русскоязычного населения рабочие места – это неправда. Наши соотечественники с Северного Кавказа привнесли свою культуру, традиции и обычаи, которые в условиях большого количества житейских проблем порой вызывали неприятие или даже возмущение со стороны части местного населения.
Этой ситуацией в своих интересах воспользовались представители радикального русского национализма. Они ставят своей целью построение в России так называемого национального государства, в котором все остальные народы должны либо перенять традиции русского народа, то есть быть полностью ассимилированы, либо быть жестко ограничены в следовании своим традициям, исповедании своей религии. Владимир Путин верно определяет, что означает для России радикальный национализм: это политическое движение, результатом которого может стать развал России. Вопрос о том, проводить или не проводить национальную политику по рецепту радикалов, – это вопрос выживания России.
Владимир Путин понимает опасность национализма на собственном опыте государственного управления, когда, после «парада суверенитетов», в начале 2000-х пришлось заново собирать страну, находившуюся на грани развала и потери независимости. И теперь глава правительства предлагает на общественное обсуждение новое решение. Национальный вопрос может быть разрешен усилиями по двум направлениям. Первое – экономическое, второе – политическое. Государство должно обеспечить равномерное развитие всех регионов единой Федерации. Рабочие места должны создаваться не только в Сколкове и на Дальнем Востоке, но и в Дагестане и Ингушетии. Появление новых рабочих мест смягчит миграционное давление на центральные регионы страны.
Экономическое решение национального вопроса невозможно без политического. Рост гражданского самосознания и политической активности среднего класса, к которому и пытаются апеллировать радикальные националисты, означает модернизацию диалога власти и общества, начало новой политической реформы, но и изменение контекста национальной политики. Снятие напряженности межнациональных и межконфессиональных отношений вписывается в политику построения единой гражданской нации. Русская культура и русский язык будут выступать в качестве своего рода единого кода, объединяющего народы и религии России. Они – условия возможности диалога. Построение гражданской нации, в свою очередь, станет результатом развития демократии в нашей стране, то есть обеспечения равного соблюдения прав всех граждан страны на всей ее территории. Обеспеченные и равноправные граждане, свободно следующие своим традициям, принимающие участие в решении всех основных вопросов, есть ответ радикальным националистам.
Владимир Путин предложил создать новый коллегиальный орган, который займется реализацией государственной политики в сфере межнациональных отношений на новых основаниях. Возможно, это будет одним из важнейших направлений работы формирующегося «большого правительства», где каждый эксперт в области межнациональных отношений сможет высказаться и предложить свой вариант ответа на национальный вопрос, а широкое обсуждение поможет выявить наиболее поддерживаемое обществом решение.
- Статья по теме:
Партийный вопрос национального характера