Члены избирательных комиссий проверяют документы кандидатов с тем же вниманием, что и бюллетени.
Фото РИА Новости
Сегодня Центральная избирательная комиссия (ЦИК) завершает прием документов для участия в выборах 4 марта. Это касается не только претендентов на президентский пост, но и кандидатов на местных выборах. В этой кампании могут принять участие все россияне. Корреспондент «НГ» прошел процедуру сбора подписей и подачи документов для участия в выборах в один из муниципалитетов Москвы. При этом обнаружились некоторые нестандартные методы работы местных избиркомов.
На этот раз россияне проявили небывалую гражданскую активность на местных муниципальных выборах. По словам очевидцев, территориальные избиркомы (ТИК) завалены документами от граждан, желающих участвовать в процессе. В Москве речь идет о регистрации кандидатов в муниципальные собрания районов.
Принять участие в процедуре сбора подписей и выдвижении в столичном районе Северное Чертаново решил и корреспондент «НГ». По закону самовыдвиженцы и кандидаты от непарламентских партий обязаны собрать от 40 до 150 подписей в зависимости от населенности района и представить в Территориальную избирательную комиссию (ТИК) внушительный пакет документов.
Отдельного упоминания заслуживают чиновники районного ТИКа, многие из которых уже успели набить руку на предыдущих парламентских выборах, ознаменованных масштабными фальсификациями и вбросами бюллетеней в пользу партии власти. Северное Чертаново в данном случае приятным исключением не является. «Это вопиющий район по уровню фальсификаций», – охарактеризовали его осведомленные источники в ТИКе. О том, как проходили в муниципии парламентские выборы, «НГ» подробно писала в декабре (см. номер от 06.12.11).
По ощущениям кандидатов, не связанных с администрацией, главная задача местных чиновников – как можно более усложнить им выдвижение. При подаче документов чиновница ТИКа предпочитала отвечать на любые вопросы корреспондента «НГ» (например, до какого числа принимают подписи?) заученной чеканной фразой: «Читайте Избирательный кодекс». Одно из заявлений с просьбой выдать формы документов чиновница сразу же отбросила с нехорошей усмешкой – там была указана неверная, по ее мнению, статья Избирательного кодекса: «Вы смотрите, что подписываете, а то так подпишете, не читая, и сядете в тюрьму!» Этим ограничился ее комментарий по поданным документам.
Впрочем, не все сотрудники ТИКа оставили негативное впечатление у кандидатов. Одной из коллег главы комиссии стало откровенно стыдно за происходящее в ТИКе, и она сказала корреспонденту «НГ», что не все они фальсификаторы и махинаторы: «Пусть люди решают, кого выбирать, а не мы!» И даже, озираясь, разрешила корреспонденту «НГ» переписать адрес сайта муниципалитета, на котором чиновники выложили формы документов, которые они по закону обязаны предоставлять кандидатам: финансового отчета и протокола по сбору подписей. «Только никому ни слова о том, что я вам подсказала!» – предостерегла она.
Поскольку срок от начала подачи документов до окончания сбора подписей составляет не более календарного месяца, большая часть которого пришлась на новогодние праздники, за подписями приходится бегать. Для того чтобы набрать 60 подписантов, корреспонденту «НГ» понадобилось три дня – что стало рекордным сроком по сравнению с некоторыми коллегами из других районов, которые собирали свои 13 подписей до 17 января.
Сбор подписей начался 3 января с банальной ходьбы по квартирам, попасть в большинство которых не удалось: жителей либо не было дома, либо они не открывали, посылая кандидата в депутаты подальше, в лучшем случае обойдясь без мата. Находились и приятные интеллигентные люди, но таких были единицы – они соглашались поставить подпись и внести свои паспортные данные. Самым главным было не вступать ни с кем в дискуссии о политике – масштаб ненависти к российской политической системе трудно было себе представить. И о своих партийных предпочтениях тоже лучше было бы не говорить: как только внимательные граждане видели папку с логотипом «Яблока» и пакет с логотипом «Правого дела», начинали высказывать, что думают о Григории Явлинском и Михаиле Прохорове. Как правило – ничего хорошего.
Впрочем наибольшую неприязнь, как показал обход домов, россияне испытывают к «Единой России». Первый вопрос о том, не являются ли сборщики подписей представителями данной партии, с опаской задавали большинство открывших двери. Вскоре эту негативную реакцию удалось направить в правильное русло. И на третий день, когда с порога мы объявляли о том, что являемся конкурентами «Единой России», люди начали подписывать документ с куда большей охотой. С этим, правда, выходили и проколы – дама средних лет призналась, что ничего не подпишет, поскольку она-то как раз за «Единую Россию» – работала в Кремле. «Но вам я лезть в эту грязь не советую – знаю всю кухню», – предостерегла она корреспондента «НГ».
Обойдя несколько домов, удалось обнаружить всего несколько сторонников «Единой России» – ими оказывались преимущественно одинокие пенсионеры, получающие новости исключительно из телевизора. Их соседи помоложе, напротив, были прекрасно осведомлены о происходивших фальсификациях – по рассказам их друзей и знакомых.
Нарушениями, по их мнению, и объясняется столь высокий формальный результат партии власти в рамках муниципии – на большинстве участков Северного Чертанова, по данным Мосгоризбиркома, ее результат превысил 50%. На участке № 1961, где за процессом голосования наблюдал корреспондент «НГ», результат ЕР был заметно ниже: около 40%, даже с учетом крайне сомнительных манипуляций с бюллетенями. Неприятные комментарии сограждане отпускали и в адрес президента Дмитрия Медведева.
Сдача подписей ознаменовалась скандалом – на приеме одновременно сидели недоброжелательная чиновница ТИКа и ее коллега, считающая, что выбирать должен народ. Они устроили между собой перепалку. Повод: первая вынуждала кандидатов, чтобы принятием документов занималась только она – иначе, мол, наделают ошибок.
Опытные люди порекомендовали заранее отксерокопировать подписные листы – хотя все подписи были собраны реально, ранее были известны случаи подделки листов в ТИКе. Выяснился и другой любопытный факт – кандидаты от «Единой России» на многих участках предпочли идти в качестве самовыдвиженцев и свою партийную принадлежность не указывать. Они собираются объявить о ней после победы на выборах 4 марта, которые премьер Владимир Путин, лидер ЕР, пообещал сделать честными. В качестве новогоднего сюрприза.