Глава СКР Александр Бастрыкин намерен отделить следствие от обвинения.
Фото Владимира Аносова/PhotoXPress.ru
Вчера прошла итоговая коллегия Следственного комитета России (СКР), отмечающего годовщину создания в виде отдельного государственного органа. Председатель СКР Александр Бастрыкин выступил с предложениями по совершенствованию правоохранительной системы. Среди них – исключение следователей из стороны обвинения и превращение их в самостоятельных участников судебных процессов. А также – создание финансовой полиции для расследования особо опасных преступлений в этой области против государства.
На итоговой коллегии председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин выступил с обширным докладом, главный смысл которого – новое ведомство состоялось. Напомним, что в эти дни следователи отмечают год с начала действия закона, согласно которому СКР стал самостоятельной структурой.
Более того, он был назван неким отдельным органом государственной власти. Вчера Бастрыкин предложил подумать о придании следователям еще более независимого статуса.
На фоне цифр доклада Бастрыкина почти незамеченной осталась брошенная им вскользь идея исключения следователя из числа участников стороны обвинения в судебном процессе. С тем, чтобы тот стал самостоятельной стороной судопроизводства. Ведь сейчас, считает глава СКР, следователь включен в сторону обвинения искусственно, а потому, цитирует Бастрыкина РИА Новости, «фактически этим в своей деятельности связан, зачастую в ущерб истине». И еще одна его цитата в качестве вывода: «В связи с этим предлагаю подумать над тем, чтобы исключить следователя из стороны обвинения и наделить его полномочиями самостоятельной стороны».
Адвокат Генрих Падва отметил, что идея эта «достаточно неожиданная и неординарная». По его мнению, в последнее время Бастрыкин неоднократно высказывал оригинальные инициативы. Однако Падва не стал комментировать идею по существу, заметив, что «дьявол в деталях, так что надо обязательно смотреть законопроект, если он появится». Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский напомнил, что идея судебного следствия высказывалась какое-то время назад главой Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым. Аналоги в других странах такой схеме есть, но проблема в том, считает эксперт, что «это в корне ломает российскую систему судопроизводства». Впрочем, как оказалось, Барщевский вовсе не против новых схем: «Мне кажется, что предложение Бастрыкина требует серьезного размышления». Барщевский подчеркивает, что надо стремиться к такому состоянию правоохранительной системы, когда «следователь независим, он ведет расследование от имени государства, а «око государя» – прокурор – осуществляет за следствием контроль». В суде же, напомнил Барщевский, действуют две стороны: обвинение в лице той же прокуратуры и защита. Суд же выступает арбитром.
Адвокат Вадим Клювгант, как оказалось, в принципе выступает за появление в стране единого следственного органа. Независимого и высокопрофессионального. Что же касается инициативы по созданию финансовой полиции, то Клювгант, например, уверен, что если СКР действительно превратится в высокопрофессиональную, действующую прозрачно и в соответствии с законом структуру, то пусть в нем действительно существует некое отдельное специализированное подразделение. Барщевский, кстати, тоже не против появления финансовой полиции. Хотя при этом напоминает: бывшую налоговую полицию ликвидировали в свое время из-за того, что она превратилась в один из самых коррумпированных силовых органов. «Я считаю, что делать этого было не надо, надо было попробовать ее очистить, хотя понимаю, что иногда, может быть, действительно лучше, как говорится, родить новых, чем отмывать уже имеющихся», – сказал эксперт.