Уход из жизни руководителя такой страны, как КНДР, не мог, разумеется, не вызвать вал самых разноречивых откликов и прогнозов. Не секрет, что многие лидеры как на Западе (в США и странах ЕС), так и на Востоке (Япония и Южная Корея) проявляют серьезную озабоченность по поводу ряда аспектов внешней и внутренней политики этого государства и обеспокоены тем, каким курсом будет следовать новое руководство в Пхеньяне.
В то же время нельзя не заметить, что призывы Запада добиться «открытости» КНДР и «вовлечь» ее в международное сообщество и превратить в цивилизованного участника сочетались с действиями, этому не способствовавшими: широкомасштабной кампанией демонизации ныне усопшего северокорейского лидера, утверждениями, что он «иррациональнален» и «непредсказуем», и, как следствие, суждениями о невозможности иметь с ним дело.
Теперь для всех, кто имеет интересы на полуострове и неравнодушен к судьбе КНДР, настал, похоже, момент истины. Им предстоит определиться со своим отношением к новому лидеру этой страны, которым стал сын внезапно умершего Ким Чен Ира – Ким Чен Ын. Этот молодой (ему нет и 30) политик был вознесен на вершину партийной иерархии немногим более года назад по воле своего отца и, возможно, вопреки собственному желанию. У него нет заслуг на руководящем посту, но за ним и не числится ничего такого, что запятнало бы политическую репутацию и сделало его неприемлемым партнером.
Для мирового сообщества Ким Чен Ын – пока чистый лист бумаги. И что на нем будет начертано – зависит не только от него и его окружения, но и от тех, кто больше других декларирует свою озабоченность событиями в этой стране и внимательно отслеживает их развитие. Так почему бы вместо того, чтобы сталкивать молодого Кима в траншеи холодной войны (а такие попытки уже предпринимаются), не дать ему шанс, продемонстрировав готовность видеть в нем партнера? Вместе поискать развязки вызывающих взаимную озабоченность проблем, устранить некоторые реальные опасения, которые, безусловно, испытывают в КНДР, видя судьбу лидеров стран, переживших так называемую арабскую весну, и помочь развеять другие подобные страхи?
График важнейших международных форумов 2012 года предоставляет России исключительный шанс «вывести в свет» нового руководителя КНДР. Приглашение его в качестве гостя или наблюдателя на саммит АТЭС во Владивостоке в сентябре будущего года позволило бы ему лично познакомиться с лидерами ведущих мировых держав и, возможно, открыть новую страницу в отношениях КНДР с некоторыми из них.
Противников такого шага, которые станут утверждать, что не слишком ли большой аванс будет выдан еще ничем не проявившему себя лидеру, можно спросить: а «отработан» ли до сих пор аванс в виде Нобелевской премии мира, которой удостоили руководителя державы, ведшей в тот момент две войны и после присуждения премии ввязавшейся в третью?
Другие скептики напомнят, что к сентябрю 2012 года президенты США и Республики Корея превратятся в «хромых уток» (в обеих странах соответственно в ноябре и декабре 2012 года состоятся президентские выборы, причем в РК глава государства не может баллотироваться на второй срок) и поэтому их обязательства перед КНДР, как не раз случалось ранее, могут быть проигнорированы новыми администрациями. К тому же северокорейцы, зная это, вряд ли пойдут на существенные уступки. Но сколько ждать другого шанса и появится ли он позже?
Между тем такое приглашение, как представляется, могло бы самым благоприятным образом сказаться на предстоящих шагах руководства КНДР на мировой арене и внутри страны. Оно помогло бы побудить его к более ответственному и предсказуемому поведению. Проявившаяся в 2011 году склонность КНДР пойти на возобновление переговорного процесса по ядерной проблеме и его заинтересованность в получении гуманитарной помощи говорят в пользу того, что Пхеньян скорее всего попытается воспользоваться приглашением к диалогу, чем отвернуться от открытых для него дверей.
Кроме того, такое приглашение могло бы самым позитивным образом повлиять на стабилизацию обстановки в КНДР, помочь укреплению позиций начинающего руководителя, который получил бы таким образом определенное международное признание. Тем самым была бы снижена вероятность борьбы за власть в северокорейской верхушке, на которую так рассчитывают некоторые круги, стремящиеся развалить эту страну.
Для южнокорейского президента Ли Мен Бака Владивосток – это шанс провести «межкорейский саммит» и улучшить свое политическое наследие.
К тому же Владивосток – единственно приемлемое место для северокорейцев с точки зрения безопасности. В Сеул или куда-либо еще (если только не в Китай) они начинающего руководителя просто не отправят.
Активная внешняя политика, которую провозглашает Россия, предполагает наличие вполне осознанных национальных интересов, четко сформулированных задач и выдвижение инициатив по их реализации. В Корее эти задачи сводятся к двум основным моментам – предотвращению возникновения угроз безопасности России с территории Корейского полуострова и содействию примирению и налаживанию экономического и иного сотрудничества между двумя корейскими государствами с участием России. Обе эти задачи особенно актуальны в свете предстоящего саммита и председательства России в АТЭС. Было бы ошибкой не попытаться воспользоваться для этого новым окном возможностей, открытым последними событиями на полуострове.