В Общественной палате отмечают нарастающее значение интернет-технологий в формировании гражданского общества.
Фото PhotoXPress.ru
Завтра на пленарном заседании Общественной палаты (ОП) России будет представлен ежегодный доклад палаты о состоянии гражданского общества в стране за 2011 год. Подобные доклады озвучиваются с 2007 года. Но до сих пор не имели широкого резонанса. Однако сейчас, на фоне митинговых страстей и начала президентской кампании, оценка зрелости гражданского общества, конечно же, представляется интересной.
Как видно из доклада (проект документа имеется в «НГ»), подготовленного рабочей группой под руководством бессменного председателя ОП академика Евгения Велихова, в России насчитывается около 342 тыс. некоммерческих организаций (НКО) и общественных объединений. Однако из них реально действуют менее 40%. При этом на сегодня «лишь 3% россиян декларируют свое участие в НКО в качестве добровольцев (или 0,42% экономически активного населения в пересчете на полную занятость)». Авторы доклада отмечают, что в «последние годы наблюдается четкая тенденция снижения количества официально зарегистрированных общественных объединений, и, вероятно, этот процесс продолжится – люди уходят в неформальные объединения, интернет-сообщество».
Одна из причин такого положения дел, по мнению авторов доклада, недостаток финансирования. НКО в основном живут на гранты от государства и иностранных спонсоров, причем доля последних постепенно снижается. При этом «бизнес при принятии решений о финансировании НКО ориентируется, как правило, на мнение властей и предпочитает поддерживать только «разрешенные» проекты. Более того, в регионах власть часто срастается с бизнесом – бизнесмены и депутаты оказываются зачастую одними и теми же людьми, которые выдают свой частный интерес за общественный, государственный или национальный.
Важным институтом гражданского общества должны стать средства массовой информации. Но, по мнению докладчиков, «доля независимых СМИ в информационном поле за последние годы значительно уменьшилась». Практически все они, за редким исключением, контролируются властями. Исключение составляет Интернет. «Сегодня почти все общественные инициативы базируются на платформе социальных сетей и блогов, – отмечается в докладе ОП. – Показательно, что в ходе арабской весны эти инструменты были эффективно использованы для политической мобилизации миллионов людей». В России также протестные кампании все чаще строятся на базе интернет-технологий.
Но возможны ли революции в России, подобные тем, что имели место в Египте, Тунисе, Ливии и т.д.? На данный вопрос в докладе тоже можно найти ответ: «Исследования ведущих социологических агентств демонстрируют высокие показатели протестных настроений среди россиян и готовность включаться в протестные действия. Это позволяет говорить о том, что, несмотря на внешне спокойную и стабильную ситуацию, в российском обществе накапливается социальное напряжение». В России, отмечается в докладе, «протестные акции возникают, как правило, в связи с последствиями неправильно принятого решения, но не в связи с самой проблемой. Россияне протестуют при вырубке лесов (не против принятого решения, а против вырубки), против повышения цен на жилищно-коммунальные услуги (а не против неэффективной и непрозрачной системы управления), обмана дольщиков (а не против существующих пробелов в законодательстве и коррупции). Граждане сегодня погружены в свою личную жизнь и не готовы брать ответственность за общество, даже микросообщество. Людей волнуют в первую очередь их личные интересы и потребности. Произошла дезинтеграция общества, десоциологизация и атомизация индивидов».
Эти выводы, впрочем, не проясняют в полной мере вопрос о возможности дальнейшего участия россиян в крупных политических протестных действиях, подобных тем, что имели место на Манежной площади в декабре 2010 года или на Болотной площади год спустя. Анализируя социально-демографические группы, способные на акции протеста, докладчики выделяют наиболее активных – это молодые люди, в первую очередь студенты, а также люди с высшим образованием.
В деле защиты интересов конкретных людей, различных социальных групп начали проявлять активность созданные при министерствах и региональных властях так называемые общественные советы. Контроль за действиями властей пытается организовать и сама Общественная палата, которая регулярно проводит «слушания и круглые столы по актуальным проблемам развития страны». Правда, эффективность подобных мероприятий, признают авторы доклада, остается невысокой.