В минувший понедельник состоялось новое заседание организационного общественного комитета по проведению митинга 24 декабря. После выдвижения кандидатов на выборы в марте 2012 года это уличное мероприятие приобретает особый смысл для его организаторов. Эксперты попытались выяснить, кто из кандидатов больше других надеется «оседлать» волну уличного протеста.
Второе заседание оргкомитета, как и первое, транслировалось в Интернете. Это позволило зрителям понаблюдать за несколькими разыгравшимися в прямом эфире скандалами. Но главное даже не в них, а в том, что заседание оргкомитета отличалось исключительной забюрократизированностью. Одним из немногих конкретных решений, к которым сумели прийти его участники, стало то, что акция пройдет на проспекте Сахарова.
В целом же дискуссия была построена таким образом, чтобы отсеять инакодумающих еще на стадии организации.
Так, на заседании оргкомитета звучали призывы не давать слово националистам и не пускать на митинг представителей «Единой России» и прокремлевских молодежных движений. Было решено проверять все плакаты, которые будут проносить на митинг. «Мы постараемся исключить возможность допуска на территорию митинга прокремлевских организаций с соответствующими плакатами. Мы имеем право смотреть плакаты на содержание», – заявил депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев. Однако ему тут же возразили – дескать, пусть приходят сторонники «Единой России» с плакатами. «За Путина хотят, пускай придут. Не надо никому затыкать рот», – парировал один из участников дискуссии. В своем блоге Пономарев посетовал на то, что «вместо желания договориться я вижу совершенно жесткую позицию коллег из либерального лагеря». Он также рассказал, с каким «огромным трудом удалось уговорить других товарищей по оргкомитету дать слово националистам».
Лидер «Другой России» Гарри Каспаров заявил на заседании оргкомитета, что выступать со сцены митинга имеют право только те, кто поддержал резолюцию митинга 10 декабря. Требование звучит по меньшей мере странно. По замечаниям гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, резолюцию прошлого митинга готовила небольшая группа организаторов, которая по определению не могла удовлетворить интересы всех участников акции. Более того, подписи в поддержку резолюции на митинге так и не были собраны. К тому же резолюция зачитывалась в мегафон, так что разобрать то, что говорилось со сцены, могли лишь немногие митингующие.
Споры разразились и вокруг идеологической составляющей. «Надо подчеркнуть, что этот митинг не политический, а во многом стилистический и эстетический», – заявил на заседании оргкомитета публицист и писатель Дмитрий Быков и предложил пригласить побольше «артистов». Быков тут же получил гневную отповедь со стороны представителей внесистемной оппозиции, которые намерены идти на митинг исключительно с политическими лозунгами.
Впрочем, накануне на сайте одного столичного журнала появилось обращение деятелей культуры с призывом ко всем «зрителям, слушателям и читателям». Правда, большой поддержки в Сети оно не встретило – количество присоединившихся к нему в сотни раз меньше, чем в аналогичном сообществе в Facebook. Возможно, потому, что среди сотни подписантов всего не набралось бы и десятка действительно известных «мастеров культуры» – а те, кто подписал, в основном уже отметились на митинге 10 декабря.
Дмитрий Орлов считает, что организаторы протестной акции ни на шаг не приблизились к чаяниям участников акции: «Внутри внесистемной оппозиции тоже свои интересы. Появляются новые люди и заявляют о новых интересах. Мы наблюдаем сначала поляризацию, а затем раскол этого движения». Но у этого «перетягивания одеяла» может быть еще одно объяснение: как минимум две политические силы могут рассматривать и подготовку, и проведение митинга как фактическое начало президентской кампании.
Один из них – лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Эсэры принимают достаточно активное участие в подготовке субботнего митинга. Лишним тому подтверждением является участие депутата-эсэра Ильи Пономарева в работе оргкомитета акции протеста. Не скрывают своей симпатии к Миронову и еще два ключевых организатора митинга – блогер Алексей Навальный и экоправозащитница Евгения Чирикова. Кстати сказать, во время мартовской избирательной кампании эсэры активно эксплуатировали лозунг авторства Навального о «партии жуликов и воров», а также привлекали блогера к участию в своих акциях.
Обещает появиться на митинге 24 декабря и еще один потенциальный кандидат президентской гонки – бизнесмен Михаил Прохоров. Ему готов оказать поддержку незарегистрированный ПАРНАС. Интересно, что Прохоров предпочел воздержаться от комментариев появившейся в прессе скандальной расшифровки телефонных разговоров Бориса Немцова со своими сторонниками.
По мнению директора Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева, отсутствие единства мнений в рядах организаторов протестной акции может существенно сократить число участников. Другое дело, что даже то количество людей, которое придет на проспект Сахарова в субботу, едва ли можно считать достаточной политической силой, уверен эксперт: «Самое главное – не имеет никакого значения, какой будет митинг 24 декабря. Мы знаем, что такое массовое недовольство, мы знаем, что было в начале 90-х, когда митинги собирали сотни тысяч, мы знаем, что означают митинги по примеру других стран. И мы понимаем, что даже то, что происходило на Болотной площади, не идет ни в какое сравнение с теми форматами, которые проходили в других странах, в том числе европейских», – уверен эксперт.