Михаил Прохоров призван сбалансировать президентскую кампанию.
Фото Reuters
Определился круг участников президентской гонки. Центризбирком утвердил вчера кандидатуры самовыдвиженцев, допущенных к выборам. Съезды КПРФ и «Яблока» в субботу и воскресенье подвели черту под списком партийных претендентов на высший пост в государстве. Между тем 42-процентный рейтинг доверия Владимира Путина, обнародованный в конце прошлой недели, делает вполне реальной перспективу второго тура голосования в марте 2012 года.
По закону о выборах президента кандидат может избежать второго тура, только если за него проголосует абсолютное большинство пришедших на участки. Если сегодняшний рейтинг экстраполировать на гипотетический результат кампании-2012, то получится, что Путину не хватит для победы в первом туре более 10% голосов.
Впрочем, те же социологи дают ближайшему конкуренту премьера, лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, около 11%. Что фактически гарантирует победу кандидату от «Единой России». Особенно если учесть участие в кампании целой когорты самовыдвиженцев.
По 2 млн. подписей разрешено собирать миллиардеру Михаилу Прохорову и губернатору Дмитрию Мезенцеву. А также ряду неизвестных доселе товарищей – директору ООО «Центр содействия и развития Оренбуржья» Ринату Хамиеву и общественнице Светлане Пиуновой из Самары. Отбракованы заявки писателя Эдуарда Савенко (Лимонова) и генерала Леонида Ивашова. Лидер запрещенной партии нацболов, по словам члена ЦИКа Николая Колюшина, представил списки сборщиков подписей, не заверенные нотариально. А Ивашов слишком поздно уведомил ведомство Владимира Чурова о месте и сроках проведения собрания по его выдвижению. Увидев резолюцию заседания, генерал не стал ждать официального отказа, покинув заседание ЦИКа с возмущенной репликой.
По информации «НГ», документы Прохорова были доставлены 15 декабря, в последний день предъявления заявки, с большим опозданием. Аппарат ЦИКа терпеливо ждал бумаги часа два после окончания рабочего дня. Источник в Государственной Думе сказал «НГ»: «Другого бы ждать не стали. Был бы это другой кандидат, нашли бы способ его не впустить в здание, которое охраняет ФСО». Собеседник газеты на Охотном Ряду выразил уверенность, что Прохорову помогут собрать 2 млн. подписей: «Да он и 200% соберет!»
Источник уверен, что участие Прохорова в президентской кампании – прямое следствие митинга на Болотной площади: «Люди, которые вышли на митинг 10 декабря, не были ни коммунистами, ни либералами. Расчет Кремля в том, что Прохоров оттянет на себя голоса именно этих граждан. Но эти надежды мало обоснованы – где он соберет голоса? Только если в национальных республиках ему нарисуют. Но там электорат нужен самому Путину».
Насколько конкурентоспособны партийные лидеры, снова выдвинувшиеся в президенты? Нынешние их рейтинги доверия отбрасывают их далеко от Путина. Рассчитывают ли всерьез на победу Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов и Григорий Явлинский? А если не рассчитывают, то почему не уступают дороги тем кандидатам, имена которых громко звучали на Болотной площади? Например, Оксане Дмитриевой из «Справедливой России» или Алексею Навальному, его называли в кулуарах вчерашнего съезда «Яблока».
Дмитриева была бы идеальным консенсусным кандидатом для всех, кто не хочет возвращения страны в 2000-е годы, уверен глава Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Не факт , что она выиграла бы, но, во всяком случае, она составила бы реальную конкуренцию премьеру – даже с учетом всех фальсификаций на выборах». Людям, которые заранее объявляют о результатах кампании, не нужна реальная конкуренция, считает собеседник «НГ»: «Поэтому «Справедливая Россия» выдвигает Миронова. Основная часть руководства партии абсолютно управляема администрацией президента. Иначе их просто не пустили бы в Государственную Думу. Им дали команду: выдвинуть заведомо непроходную кандидатуру».
Делягин подчеркнул, что беспокойство власти, обнаружившее себя после митинга на Болотной, «никуда не делось»: «Об этом свидетельствуют неубедительные реплики Путина на прямой линии. Например, о плате за участие в митинге. Если бы властям действительно удалось установить хоть один такой случай, о нем с вечера кричали бы на всех каналах... Путин, похоже, просто не верит, что люди могут выйти на улицу не за деньги, а по зову сердца».
По словам директора российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николая Злобина, главное для Путина – продемонстрировать легитимность результатов президентских выборов в России и на Западе: «Отсюда и сюжет с установкой видеокамер. И выдвижение правого кандидата. Путин не хочет повторения событий на Болотной площади. Он не хочет упреков в фальсификации итогов кампании. А партии, замечает эксперт, в свою очередь, заинтересованы не в победе, а в участии в кампании-2012: «Они борются за серебро и бронзу. Для них это самая крутая пиар-раскрутка. Лидеры оппозиции хотят лишь застолбить свое место в российской политике за долгие годы. Укрепить свои позиции внутри партий».
Глава Института современного развития Игорь Юргенс замечает: «На парламентских выборах все сдвинулось очень сильно влево. Необходима корректировка – для этого в кампании нужен Прохоров. Нужно, чтобы национальный лидер выиграл и у правых, и у левых. Чтобы он стоял в середине спектра». Все это будет выглядеть уловками, а не настоящей борьбой, если процесс будет организован так же плохо, как на парламентских выборах, уверен собеседник «НГ».