Глава Совбеза Николай Патрушев не в первый раз стремится проконтролировать Интернет.
Фото РИА Новости
Вчера появилось новое заявление секретаря Совбеза России Николая Патрушева о необходимости контроля над Интернетом. Он предложил разумное регулирование Сети, как, например, в Китае, где запрещена любая критика властей. На этом фоне получил огласку новый видеоролик, героями которого стали владимирские единороссы. Они отругали сами себя за вбросы бюллетеней. На Интернет давить проще, чем на улицу, объясняют блогеры. Они уверены, однако, что удержать ситуацию под контролем властям уже не удастся.
Вчера получил широкую огласку видеоролик, снятый журналистами на заседании бюджетного комитета Заксобрания Владимирской области. Там депутаты подвергли критике «Единую Россию» за вбросы бюллетеней. И посетовали, что рейтинг партии упал из-за двух людей, которые этим занимались. Депутат от ЕР Сергей Филлипов признался, что народ возмущается, поскольку многие голосовали против «Единой России»: «То, что произошло, – пощечина всем избирателям на территории Владимирской области. В Коврове 140 тыс. избирателей было, а там всего 150 тыс. человек живет. Все закрыли, все втихаря... Раньше были махинации, но не в таком масштабе!»
С Филлиповым согласились и другие депутаты, никто из них не встал на защиту партии власти. «Главное, что используют молодежь! У меня уже обращений через Интернет – куча! Забирают детей и везут на митинг. Так нельзя!» – добавил депутат Виктор Шахрин. Видеоролик (см. на сайте «НГ») был заснят журналистами, а потом выложен на видеохостинге Youtube. В эфире местного телеканала перепалка между депутатами показана не была.
На этом фоне появилось заявление секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, которое он сделал в интервью газете «Аргументы и факты»: «Попытки пресекать общение людей в принципе контрпродуктивны и даже аморальны. Однако нельзя игнорировать использование Интернета преступниками и террористическими группировками... Разумное регулирование, конечно, должно осуществляться и в России, как это уже делается в США, Китае и во многих странах мира». Пристальное внимание к откровениям экс-директора ФСБ приковано после прошедших в Москве масштабных акций протеста, об участии в которых люди узнавали в том числе и через социальные сети. В Китае их деятельность, к слову, запрещена.
Ранее о предписании ФСБ заблокировать в соцсети протестные группы заявлял основатель ВКонтакте Павел Дуров. До этого в СМИ появились призывы чиновников МВД снизить уровень анонимности в Интернете. Глава ведомства Рашид Нургалиев назвал эти высказывания бредом. «НГ» выяснила, как дела с интернет-цензурой обстоят в Китае, пообщавшись с представителем китайского СМИ, настоятельно просившим не упоминать его имени.
«В Китае существует специальное, очень крупное подразделение полиции, которое постоянно мониторит Интернет, – пояснил собеседник «НГ». – Также в распоряжении правительства есть специальная программа, которая перекрывает доступ на неугодные властям сайты и закрывает поиск по словам «революция», «арабская весна» и т.п.». По словам журналиста, зарегистрировать оппозиционный сайт в Китае в принципе невозможно: «Многие используют специальные программы, чтобы попадать на запрещенные сайты. В свою очередь, постоянно совершенствуется и полиция». Серьезных наказаний за заход на запретный сайт нет, но не поздоровится тем, кто попытается организовать в Китае антиправительственный митинг или демонстрацию – их ждет тюремное заключение, объяснил собеседник «НГ».
Сейчас экономическая ситуация в Китае очень непростая, люди не могут найти работу и растет недовольство властями. Пока они, как песчинки, разобщены, и власти крайне опасаются их объединения через Интернет, продолжает журналист, «поэтому сервисы типа Facebook, Livejournal и Youtube в Китае запрещены. Там есть их копии, которые полностью контролируются правительством».
Не стоит доверять и российским соцсетям, говорит блогер Олег Козырев. Он вспоминает случай, когда ФСБ запросила у одной из интернет-компаний данные по тем, кто внес деньги на проект Алексея Навального «Роспил». Документы были немедленно предоставлены. «У властей есть два варианта борьбы с оппозицией – либо разогнать улицу, либо Интернет. И, конечно, силовики будут делать все возможное, чтобы снизить влияние Сети, например, для пресечения публикаций фактов фальсификаций выборов».
Козырев предположил, что власти попытаются ограничить работу ключевых блогов и платформ, что вызовет обратный эффект: «Это дуболомное мышление силовиков приведет страну к новому 1991 году. Пока же граждане России повели себя очень достойно, и из всех возможных вариантов выбрали для себя мирный протест. Я думаю, что 24 декабря придет так же много людей, как и 10 декабря».