Буквально через несколько дней страна получит новый депутатский корпус. Каким будет Государственная Дума шестого созыва? Этот вопрос волнует многих, недаром Владимир Путин недавно заметил: «Нам нужна эффективно функционирующая Госдума, такая, которая думает, анализирует, причем критически, но в конечном счете вырабатывает эффективные решения по развитию экономики и политической сферы». Правильно сказал. Никто против этого возражать не станет. Однако следует понять, что Дума оформляет свои решения в виде законов. Это высший законодательный орган страны. Ничего в этом необычного нет, так поступают законодатели во всем мире. Именно поэтому юристы и экономисты (неспроста Путин упомянул экономику) составляют подавляющее большинство среди депутатского корпуса. Везде. Но не у нас.
Даже беглого взгляда на списки депутатского корпуса за все годы существования Госдумы хватает, чтобы сделать малоутешительный вывод: число профессиональных юристов сокращается от раза к разу. Правда, к концу депутатского срока очень многие из депутатов обзаводятся вторым дипломом, свидетельствующим, что и они-де присоединились к корпусу юристов. Скорее прислонились. Ибо мы – преподаватели – слишком хорошо знаем, чего стоят эти дипломы и какими знаниями отяготились партийные избранники. И ситуация улучшаться не планирует.
Рассмотрим это на самом простом примере: проанализируем федеральную часть избирательных списков всех семи партий, претендующих на место в Думе. Пойдем по тому порядку, в котором они будут значиться в избирательном бюллетене.
«Справедливая Россия». Диплом о высшем юридическом образовании есть только у лидера партии Сергея Миронова. Один из пяти. Он, как говорят в народе, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Какой уж тут профессионализм┘
ЛДПР. Как ни странно, но именно эта партия, похоже, понимает значимость юристов для будущей Государственной Думы. Четыре человека из десяти имеют высшее юридическое образование. Сразу замечу, что это больше, чем у других партий.
«Патриоты России». Здесь уже поменьше – три из десяти. Из них самый известный (как юрист!) – доктор юридических наук, профессор Сергей Глотов. Правда, и у самого лидера Геннадия Семигина есть юридическое образование. Одно из трех, если Интернет не врет. Но он все же больше известен как политический деятель.
КПРФ. Идем по убывающей. Два человека. Все равно хорошо.
«Яблоко». Здесь в основном собрались экономисты. Оно и понятно: все на лидера равняются. Среди них как-то затерялся один юрист. Да и у того юридическое образование второе, хотя и получено достаточно давно.
«Единая Россия». Наше всё! Федеральный список включает только одну фамилию. Это Д.Медведев. Юрист. Даже кандидат юридических наук. Получается, 100%? Вот только в Думу он, как известно, не пойдет. Значит, ноль.
«Правое дело». Здесь два человека имеют по второму высшему образованию. И это образование юридическое.
Повторяю: это только федеральная часть списка. Региональные списки такие же или даже хуже. Значительно хуже. Я пишу всего лишь об убывающем количестве юристов в них (списках) и не более того. А еще совсем недавно депутатами были такие известные всей стране юристы, как академик В.Кудрявцев, член-корреспондент С.Алексеев, член-корреспондент Д.Керимов, профессора А.Собчак, Т.Шамба, А.Яковлев. Увы┘
Допускаю, что все включенные в список кандидаты – достойные люди. Но, надеюсь, не надо доказывать, что хороший человек – это не профессия. Если у вас заболел зуб, то вы пойдете к хорошему стоматологу, а не к хорошему человеку. Даже если этот хороший человек – член любимой вами партии. Почему это понимают все, а то, что работа над законопроектом требует изрядного профессионализма, – понимают единицы? Для меня это большая загадка.
Вообще непрофессионализм у нас проникает повсюду. Здравоохранением руководит бухгалтер (а до этого был вообще кибернетик), а сельским хозяйством – врач. Министр образования вроде «свой», но придя на этот пост, он пару раз успел заявить, что не знает современной системы образования и не считает нужным ее изучать, ибо ее надо не изучать, а создавать заново. Все «создание» вылилось в эти годы в катастрофическую деградацию всей системы образования. Да и системы-то как таковой почти не осталось. Если бы не ряд крупных московских вузов да некоторые из периферийных, то страна вообще перестала бы получать специалистов – одни дипломы на-гора идут. А выпускники начальной школы уже сейчас не все умеют бегло читать.
В этой связи я все жду, когда генеральным прокурором будет назначен агроном, а министром юстиции какой-нибудь инженер-ассенизатор. Правда, закон о прокуратуре требует высшего юридического образования для прокурора, но разве это проблема? У нас и в ЦИК могли назначаться только лица с высшим юридическим образованием, но вот власть захотела видеть там Чурова, и закон тут же изменили. Лучше стало или хуже – пусть каждый сам ответит на этот простой вопрос.
В завершение приведу блестящую цитату из М.Салтыкова-Щедрина (царского чиновника средней руки): «Человек, видевший в шкафу свод законов, считает себя юристом; человек, изучивший форму кредитных билетов, называет себя финансистом; человек, усмотревший нагую женщину, изъявляет желание быть акушером. Все это люди, не обремененные знаниями, которые в «свежести» почерпнут решимость для исполнения каких угодно приказаний, а в практике отыщут и средства для их осуществления». Написано почти 150 лет назад, а кажется, что сегодня.