Вчера закрылось так называемое астрономическое окно, когда не вышедшую на связь российскую межпланетную станцию «Фобос-Грунт» можно было отправить к Марсу. После этого попытки установить связь с аппаратом станут бессмысленными, сообщило РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли. Даже если связь с аппаратом удастся восстановить после этой даты, то к Марсу он уже не полетит.
Хвост вытащили – нос увяз┘ Не успело Российское космическое агентство справиться с жестокой неудачей при запуске корабля «Прогресс», когда чуть было не пришлось отказываться от программы Международной космической станции (МКС), как – новая беда. Уже очевидно, что запущенная 9 ноября межпланетная автоматическая станция «Фобос-Грунт» превратилась в околоземный мусор.
Казалось бы, все связанное с переживаниями наших бед в данном случае окажется к месту. Оказывается – не все. Читаем сообщение о том, что руководство Роскосмоса изменило сложившуюся на космодроме традицию предстартового общения с отправляющимися на МКС космонавтами.
Теперь вместо официальной эта процедура станет более личной и на ней запретят присутствовать журналистам. На такой шаг, согласно публикациям в СМИ, Роскосмос пошел, несмотря на то что, как известно, традиции для космонавтов очень важны, так как люди этой профессии зачастую очень суеверны и перед полетом соблюдают много странных обычаев.
Все может быть. И журналисты, оказывается, главная помеха во время последнего прощания уже находящегося за стеклом экипажа. И место рапорта улетающих космонавтов жизненно необходимо было перенести непосредственно на стартовую позицию, чтобы опять-таки отсечь большинство представителей четвертой власти. А вот традиционно, еще с королевских времен, обычай помочиться на колесо автобуса, доставившего экипаж к носителю, никто отменять не собирается.
Создается впечатление, что, поменяй мы процедуру, изгони журналистов и пописай на скат, – все наладится само собой.
Между тем одна из главных бед российской космической техники, ставшая причиной последней неудачи со станцией «Фобос-Грунт», – отсутствие высокотехнологичной электронной продукции.
Еще под занавес 2007 года тогда первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов, который бессменно курирует оборонно-промышленный и космический комплекс, заявил о том, что «┘научно-технический задел, созданный еще в 80-е годы прошлого века, уже исчерпан... Отечественная промышленность практически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части приборов и узлов. Разработчики космических комплексов вынуждены теперь закупать за рубежом необходимую аппаратуру». Сказано это было на выездном заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, посвященном вопросам создания новых космических комплексов.
«Отечественное производство в сфере информационно-коммуникационных технологий сегодня находится в очень непростой ситуации, скажу больше – электронная промышленность России находится в структурно-технологическом кризисе», – заявил Сергей Иванов чуть ранее на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта.
Первый вице-премьер констатировал, что «аналогичная ситуация складывается и на рынке средств связи и вычислительной техники». По его словам, «наши компании в основном выступают в качестве ритейлеров или сборщиков из компонентов, производимых где-то за границей, а те немногие предприятия, которые производят технику, не в состоянии конкурировать с зарубежными поставщиками из-за отсутствия возможности поддерживать массовое производство и качественную сервисную поддержку потребителей».
С тех пор ситуация с электроникой в России не улучшилась. К тому же помимо «технологического» кризиса существуют и другие виды кризиса – например, экономический. Начавшийся в конце 2008 года всемирный экономический спад задел многие области производства и потребления. Электроника также оказалась пострадавшей.
Правда, большую часть разработчиков кризис затронул достаточно лояльно – зарплата снизилась, но не упала катастрофически. Есть и часть электронщиков, кого кризис по части зарплаты не затронул, однако таких всего 11%.
Какие можно сделать выводы? Наблюдаемая картина была бы достаточно нормальная, если не учитывать докризисный средний уровень зарплаты в области электроники, который составлял по России около 20 тыс. руб┘
Само собой, что такое положение российской электроники во многом привело к тому, что Сергей Иванов на коллегии Роскосмоса 1 марта текущего года обвинил Роскосмос в срыве планов по реализации космических программ. При этом, как отмечают эксперты, амбициозных планов, позволяющих России по-прежнему считать себя мировым лидером в этой сфере, у Роскосмоса нет.
«Переносы пусков стали носить систематический характер, – заявил тогда Иванов. – Это является следствием неготовности аппаратов. В рамках гособоронзаказа за предыдущий год было изготовлено всего пять космических аппаратов из одиннадцати предусмотренных в нем. Не удалось переломить ситуацию и с созданием новых ракетных комплексов».
Может, в таком случае отложим пока «процедурные» вопросы?..