Несмотря на стремительное приближение выборов, рейтинги российских партий по-прежнему не демонстрируют резких скачков или глубоких провалов. Политологи и социологи объясняют это вялостью избирательной кампании и аполитичностью многих россиян. Треть из них определится со своим выбором лишь на избирательном участке. За этих-то людей сейчас и разворачивается основная борьба партий.
Если взглянуть на данные опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ), ВЦИОМа и Левада-Центра, то очевидно, что партийные рейтинги застыли и динамика их составляет от 1 до 3%. В целом эта картина практически не менялась в течение всей предвыборной гонки, колебания не превышали статистическую погрешность (3,6%). Однако, по словам гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, точные прогнозы на основании приведенных цифр все еще не возможны, так как «25–28% избирателей, которые придут на участки, еще не определились со своим выбором, за них-то и идет сейчас наиболее упорная борьба между партиями».
На вопрос, как может произойти распределение не определившейся части электората, мнения социологов и экспертов разделились.
«Мы уже представляли свой прогноз, и пока нет оснований вносить в него коррективы. Согласно нашим расчетам, по итогам выборов «Единая Россия» получит большинство голосов избирателей – 54%, у КПРФ будет 16% голосов, за ЛДПР отдадут 12% пришедших на выборы, «Справедливая Россия» наберет 9% поддержки», – напомнил Федоров.
В свою очередь, президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон считает, что «электоральный резерв» партий, то есть число людей, чьи политические пристрастия пока неясны, составляет около 15%.
«Из них, по нашим подсчетам, около 51–52%, то есть половина, допускает голосование за «Единую Россию», – пояснил Ослон.
Кроме того, по его словам, еще 10% избирателей, которые уже сделали свой выбор, не исключают, что могут передумать, и около трети из них, утверждает Ослон, склоняются к тому, чтобы изменить свой выбор в пользу «Единой России». Многое, по словам социолога, будет зависеть от того, как пройдут последние дни агитации, а также от итоговой явки избирателей.
Мнение социолога подтверждают данные опросов перед прошлыми выборами в Госдуму. Так, по данным социологов ФОМ, в 2003 году за две недели до выборов за «медведей», например, готовы были проголосовать 25% опрошенных, а за неделю до дня голосования таких стало уже 28%. То же самое повторилось и в 2007 году: 46% за две недели, выросли до 50% за неделю до выборов.
Видимо, поэтому замдекана факультета политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков уверен, что на финише избирательной кампании преимущество получит «Единая Россия», у которой есть по крайней мере один серьезный козырь. Партия запланировала на 27 ноября, за неделю до выборов, официальное выдвижение на пост президента Владимира Путина. Это беспроигрышный для «медведей» вариант, считает политолог.
«Аналогичные события были перед выборами 2007 года. Тогда рейтинг «Единой России» также заметно вырос в последний момент благодаря Путину, согласившемуся возглавить партию. По сути, это означало плебисцит доверия уходящему президенту, и это событие подняло рейтинг «Единой России». Думаю, подобная реакция может быть и сейчас, вплоть до того, что половина от неопределившихся избирателей, то есть 10–15% от общего числа, захотят отдать свой голос именно правящей партии», – пояснил Поляков.
А вот генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что хотя «Единая Россия» и сохранит большинство мест в Госдуме, но некая перестановка сил все же произойдет: «В общей сложности оппозиционные партии могут получить в будущей Госдуме до 46%. Такая перестановка сил – это не столько потеря для власти, сколько смягчение системы: если мой прогноз сбудется, мы будем слышать более живые дискуссии, решения парламента станут более обсуждаемы и оппозиция получит более весомый голос, чем сейчас».