Скажу честно, меня удивило замечание федерального президента Германии Кристиана Вульфа на недавней встрече с нашим президентом Дмитрием Медведевым относительно отсутствия условий для отмены виз между Россией и ЕС. Сначала он ограничился общими фразами, что, мол, с его точки зрения, «введение безвизового режима в краткосрочной перспективе невозможно». Для этого нужно будет якобы согласовать еще некоторые правовые аспекты. Но, как передает агентство Dapd, во время пресс-конференции Вульф был более конкретен. Он отметил, что России не хватает свободы собраний и прессы, а также благоприятного инвестиционного климата.
Понятно, что уровень свободы собраний и прессы в России отличается от такового в Германии, как, впрочем, и немецкий уровень подобных свобод от аналогичных свобод в других странах. И не вызывает сомнений, что России надо еще многое сделать для достижения немецкого уровня. Но меня, германиста, специализирующегося на проблемах российско-германских деловых связей, удивило президентское неудовольствие относительно российского инвестиционного климата и его связи с визовым режимом. Хотя понятно, что безвизовый режим представляет собой мощный стимул для усиления инвестиционной активности, причем в обоих направлениях.
Передо мной – данные статистики, опубликованные 7 ноября российско-германской Внешнеторговой палатой (ВТП). Они свидетельствуют о существенном росте показателей двусторонней торговли между Россией и Германией. Согласно данным опроса о деловом климате, проведенного ВТП среди членов палаты (а среди них не только иностранные, но и российские фирмы), более 60% компаний рассчитывают получить «хорошую или очень хорошую» выручку по итогам 2011 года. Почти две трети опрошенных рассчитывают на хорошее или очень хорошее развитие экономики. Почти 45% респондентов ожидают дальнейшего положительного экономического развития в ближайшие два года. 70% опрошенных считают, что предстоящая смена на посту российского президента не повлияет существенно на экономическую ситуацию в России. Как подчеркивает в этой связи Михаэль Хармс, председатель правления ВТП, «до сих пор не было никаких намеков на ухудшение экономического положения в России».
Однако немецкий президент прав, что определенные проблемы в отношении инвестиционного климата существуют. Ведь только 15% респондентов отмечают улучшения в этой сфере, в частности, в таких областях, как правовая безопасность, таможенное оформление, возврат НДС, работа с региональными властями, налоговые преференции при экспорте высокотехнологичных товаров, станков и оборудования и структура финансирования. Но ведь и негативную оценку состоянию делового климата в России дали только 9% опрошенных.
К сожалению, ВТП не проводит дифференциацию между крупными, с одной стороны, и мелкими и средними фирмами – с другой. И я могу предположить, что отмеченные улучшения инвестиционного климата связаны в основном с деятельностью крупных концернов. В этом меня убедил ответ на мой вопрос относительно инвестиционного климата в России, заданный на днях на годовом собрании акционеров одного из лидеров немецкой экономики концерна «Сименс», председателю правления Петеру Лёшнеру. Ведь, как он отметил, начало реализации в России крупнейшей инвестиционной программы «Сименса» в объеме 1 млрд. евро, рассчитанной на три года, говорит само за себя.
Большая часть этих инвестиций – около 700 млн. евро – предназначена для энергетики. Наряду с энергетикой перспективным рынком в России, по мнению Лёшнера, является железнодорожный сектор, а в иннограде Сколково создается собственный центр концерна для проведения исследований и разработок. Причем речь идет о расширении именно технологического присутствия концерна на нашем рынке и внесении существенного вклада в модернизацию России.
Я думаю, что в этом плане можно назвать и другие крупные немецкие (да и не только немецкие) концерны, для которых Россия – крупный стратегический рынок. И, разумеется, эти технологические гиганты определяют направления развития инвестиционного климата в стране. С точки зрения выгод для модернизации страны ставка на крупный бизнес логична, хотя, и в этом я отдаю должное президенту Вульфу, опыт ФРГ показывает, что именно мелкий и средний бизнес создает рабочие места и обеспечивает спрос, а в конечном счете и темпы роста экономики. А в России условия работы для среднего и мелкого бизнеса не всегда благоприятны.
Поэтому в России необходимо создавать условия для развития и мелких и средних фирм, и не только зарубежных. И отмена визового режима как раз и может сыграть в этом отношении важную, если не решающую роль. Поэтому предложения об отмене визового режима с Россией поступают не только от президента Медведева. Этого же требуют и немецкие предприниматели.
Экхард Кордес, глава влиятельного Восточного комитета германской промышленности, в беседе с журналистами немецкой газеты Frankfurter Rundschau заявил, что именно виза является крупным препятствием для развития экономических связей с Россией, и призвал правительство Германии как можно скорее отменить визовый режим, поскольку он обходится немецкой экономике ежегодными потерями в сотни миллионов евро.
К сожалению, приходится согласиться с мнением одного из ведущих немецких экспертов по России Александра Рара, которое он высказал на презентации осенью этого года своей книги – анализа отношений двух стран: «Для немцев Россия из «холодного врага» в лучшем случае превратилась в «холодного друга». «Идея же о проведении в отношении России ориентированной на ценности (западные) политики уже сегодня является неверной», – подчеркнул на презентации книги нынешний кандидат в федеральные канцлеры от СДПГ, бывший министр иностранных дел ФРГ Вальтер Штайнмайер. Нам и немецкой экономике приходится только ждать, когда к власти в Берлине придут более прагматичные политики.