Казалось, на нынешних выборах в Госдуму оппозиция была обречена если не на успех, то на радикальное усиление. Рейтинги власти падали, а выступающих в пользу «Единой России» теперь могут и освистать. Все чаще можно слышать от потенциальных избирателей: «Обычно я на выборы не хожу, но на этот раз обязательно пойду и все им покажу!» «Единая Россия» тоже не торопилась переходить в наступление. Административный ресурс не то чтобы совсем не работает, но передавить тоже опасно: выступления чиновников на местах YouTube транслирует едва ли не в прямом эфире.
Дело оставалось за малым – конвертировать волну усталости граждан от власти в рост симпатий к какому-либо из оппозиционных партийных брендов.
Однако этого как раз и не случилось.
Оппозиционные лидеры предпочли ва-банк не ходить. Расчет «легальной» оппозиции был прост: тихо дожидаться ошибок «Единой России». Подобно знаменитому анекдоту про арабов, в ходе шестидневной войны рассчитывавших повторить тактику русских в войне с Наполеоном – заманить израильтян на Синайский полуостров и ждать, пока ударят морозы.
Однако, по всей видимости, этот расчет как раз и окажется ошибочным. Прогнозы ведущих социологических служб свидетельствуют об обратном. По прогнозу ВЦИОМа, лидирующая в гонке «Единая Россия» набирает около 54% голосов избирателей.
В ноябре все отчетливее стали проявляться признаки прагматизации тактики «Единой России». Удержание твердого первого места и формирование в Думе устойчивого большинства рассматриваются как более насущная задача в сравнении с мечтаниями о превышении белорусских, казахстанских или туркменских показателей поддержки власти. В том, что такое большинство будет и никто из оппозиционных партий не имеет шансов занять первое место, солидарны практически все социологи и политические игроки. А конституционное большинство в две трети голосов, похоже, перестает быть для «Единой России» самоцелью. Ключевые законы уже приняты, а в случае крайней необходимости всегда можно создать коалицию, от желающих отбоя наверняка не будет.
Тем более что опыт создания коалиций у «Единой России» более чем достаточный. Вспомнить хотя бы Думы третьего и четвертого созывов, когда у партии формально не было конституционного большинства. Однако для принятия важнейших законопроектов они легко добирали необходимые голоса за счет конструктивной позиции.
Шансов же на то, что коммунисты, ЛДПР и эсэры выступят против ЕР единым фронтом, нынешняя избирательная кампания не прибавила. Более того, ее ход продемонстрировал интересные тенденции в стане оппозиционных сил.
Два «старожила» – КПРФ и ЛДПР – в предвыборный режим вовсе не перешли. Да, Геннадий Зюганов чаще ездит по стране, но от привычного маршрута (встреча с партийцами – посещение продовольственного магазина – возложение цветов к памятнику Ленина или при его отсутствии к какому-нибудь другому памятнику) не отклоняется. Попытки навести мосты с новыми городскими протестными слоями (экологи, правозащитники, «синие ведерки») в партии не приветствуются. Избиратель просит новых лиц – а в списке КПРФ к привычным Зюганову–Алферову–Савицкой добавились разве что Виктор Черкесов и Алексей Лебедь – персоны не самые новые, к тому же (как оказалось в случае Лебедя) еще и не очень надежные. Отставку Алексея Кудрина как признание провала «антинародной» политики коммунисты и вовсе прозевали. Не лучше обстоят дела и у ЛДПР. Еще год назад социологи предрекали закат этой партии. Прогнозы оказались поспешными: Владимир Жириновский в Думе, безусловно, останется, а фракция может и вырасти. Но сенсаций кампании ЛДПР тоже не приносят. Алгоритм поездок Жириновского по стране мало отличается от зюгановского: телеинтервью – выступление перед молодыми сторонниками – посещение продовольственного рынка.
«Яблоко» тоже не спешит восстать из пепла. Партия успешно провела сбор подписей – но, похоже, надорвалась на нем и к ноябрю постепенно сникла. Все чаще поговаривают о том, что задача сторонников Григория Явлинского – преодоление трехпроцентного барьера. В этом случае «Яблоко» получает партию на госфинансирование.
Усталость избирателей от бренда эсэров куда меньше, чем от коммунистов или ЛДПР. Низкий антирейтинг и готовность взять на вооружение тактику отъема сторонников у всех партий (ЕР, КПРФ, «Яблоко») делает шансы эсэров на попадание в Думу весьма ощутимыми. Да и окончательный уход долго метавшегося между партией и сенатом Сергея Миронова пошел эсэрам на пользу. Масла в огонь подливали и инициативы вроде «Нах-Нах» вкупе с призывами бойкотировать выборы – и те и другие объективно работали на рост процента «Единой России». Ведь ее сторонникам идея портить бюллетени в голову не приходила.
Выборы будут проходить в России все реже. Думские – раз в пять лет, президентские – и вовсе в шесть. Увеличиваются и сроки полномочий региональных парламентов.
К этому можно относиться по-разному. Одни говорят об укреплении стабильности, другие – о желании закрепиться у власти как можно дольше. Но все сходятся на том, что чем реже выборы, тем важнее каждая кампания для всех партий.