Сегодня представители радикальной оппозиции собираются пикетировать Генеральную прокуратуру РФ. Акция направлена против практики административных арестов по надуманным поводам. Их незаконность сегодня признана на самом высоком уровне. В Думу внесен проект закона «О порядке отбывания административного ареста». Документ признает: действующий порядок не соответствует Конституции. По мнению экспертов, он явился результатом реакции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) к жалобам оппозиции.
Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов анонсировал вчера очередную акцию внесистемной оппозиции. Сегодня в середине дня в Москве у здания Генпрокуратуры на Большой Дмитровке пройдет серия одиночных пикетов под общим лозунгом «Хватит репрессий!».
Оппозиционеры из различных непризнанных официально партий и движений левой и правой направленности намерены протестовать против незаконных, по их мнению, административных арестов. По словам Удальцова, свежий случай – арест двух человек из «Левого фронта» в Ростове-на-Дону. На 10 суток и опять якобы за нецензурную брань. Это нарушение – вместе с неповиновением сотруднику полиции – один из самых распространенных ныне поводов к аресту любого оппозиционера. Кстати, Удальцов сейчас скрывается от полицейских, которые хотят вернуть его под замок, откуда он был отпущен из-за резкого ухудшения состояния здоровья.
Однако, как выяснилось теперь, административные аресты являются незаконными не столько из-за сомнительных поводов для их назначения судами, сколько потому, что правовые основания, применяемые для этого, противоречат Конституции РФ. Именно такое признание содержится в пояснительной записке к правительственному законопроекту «О порядке отбывания административного ареста». В субботу он поступил в Госдуму.
В документе говорится, что поскольку административный арест связан с ограничением прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции его можно осуществить только через федеральный закон. Но сейчас в России аресты по статьям КоАП, которых насчитывается не менее 15, производятся на основании подзаконного акта – постановления правительства от 2 октября 2002 года. То есть все аресты незаконны уже по этой причине. Законопроект стоял в плане на 2009 год. Однако МВД, которому было поручено его составить, почему-то не спешило.
И теперь оказалось, что нарушать Конституцию нельзя, что правила и нормы, записанные в действующем «арестном» постановлении, никуда не годятся, противоречат международным стандартам и т.д. Сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов, отсидевший под арестом 15 суток в начале этого года и подавший жалобы не только в российский суд, но и в Страсбургский, уверен: «Российским властям надо было найти хотя бы какие-то аргументы, чтобы что-нибудь ответить ЕСПЧ». Дело в том, что на днях оттуда в адрес России пришло девять вопросов по поводу новогоднего ареста оппозиционера и его коллег. ЕСПЧ спрашивает об особенностях нашего правосудия и следствия, работы правоохранителей, условиях содержания арестованных и задержанных. Например, есть такой вопрос – не является ли пыткой пятичасовое стояние в суде и т.д.
По мнению Немцова, власть этими вопросами поставлена в неудобное положение. Прежде всего связанное с тем, что непонятно, как на них отвечать. «Если сказать правду, то Путину придется признаться, что решение об аресте нарушает европейскую Конвенцию по правам человека», – сказал Немцов. Впрочем, он считает, что если наши правоохранители начнут лихорадочно приводить ситуацию в соответствие с этой конвенцией, можно будет надеяться, что пока аресты применяться не будут.
В законопроекте записано, что «отбывание административного ареста не может иметь целью причинение физических или нравственных страданий». Там есть слова об уважении человеческого достоинства и о некоторых материальных признаках такого уважения. К примеру, о праве звонить родственникам и адвокатам (не менее 15 минут в сутки на собственные средства. – «НГ»), проводить с ними свидания, получать медпомощь, пользоваться документами, необходимыми для защиты своих прав, своим постельным бельем и средствами гигиены, а если их нет, то получать их бесплатно. В том числе, в конце концов, туалетную бумагу и зубную щетку.
Сейчас в правительственном положении об отбывании административного ареста большей части этих норм нет. Кроме того, в нем применен любимый российский способ организации правовых актов в виде матрешки – это когда, скажем, в законе имеется ссылка на подзаконный акт одного уровня, а в нем – очередная ссылка на ведомственную бумагу, а в той может быть указание на инструкцию конкретного тюремного заведения. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что с принципом матрешки можно столкнуться где угодно. Особенно часто он применяется в выборном, политическом и, конечно, административном законодательстве.
Соловьев отметил, что «как только с таким правовым багажом мы суемся в Европу, тут же эти несуразицы и вылезают». Он тоже не сомневается в том, что внезапное появление законопроекта о порядке отбывания административного ареста связано с активной позицией ЕСПЧ. Который, напомним, взял к рассмотрению жалобы российских оппозиционеров во внеочередном порядке, не дожидаясь, пока они пройдут все российские судебные инстанции.
Очередной порции несуразиц в проекте избежать не удалось. Сейчас все спецприемники, которых в стране 194 – на 1568 камер и соответственно 7119 койко-мест, содержатся за счет средств региональных бюджетов. И понятно, почему они в таком ужасном состоянии. Хотя административно арестованных положено содержать отдельно, на самом деле, как нетрудно понять из рассказов в Интернете и от оппозиционеров, это не так. Более того, разрешено держать их вместе с наркоманами, проститутками, бомжами, пьяницами и хулиганами, сопротивлявшимися властям. Единственно приличными людьми в этой компании выглядят граждане, сбежавшие с места ДТП, да и то они обычно бывают не слишком адекватными. Но с 1 января 2012 года, согласно закону о полиции, все свои учреждения она должна финансировать за счет собственных средств. Однако, когда закон о полиции обсуждался, ни слова о деньгах на спецприемники произнесено не было.
В завершение еще одна несуразица, впрочем, имеющая вид очередного нарушения закона. Проект «О порядке отбывания административного ареста», подготовленный в МВД, прошел через президиум правительства в конце октября. Однако вопреки требованию выставлять все готовящиеся нормативные акты на интернет-сайте того ведомства, которое их делает, этот документ на странице МВД размещен не был. И антикоррупционной, а тем более общественной экспертизы он не прошел.