В начале этой недели состоялось торжественное открытие самого протяженного подводного трубопровода в мире. Проект «Северный поток» является поразительным достижением: источник жизненной силы для всех современных экономик – энергия, проходит путь длиной в 1224 км из центра России в Европу. В результате повысятся гарантии поставок энергии торговым партнерам России и стабильность спроса для российской экономики.
Великобритании отлично известно, насколько важны хорошие связи с Европой. До открытия газопровода «Северный поток» Великобритания была обладательницей самого протяженного морского газопровода в мире Langeled, по которому норвежский газ поступает в Великобританию.
Британские компании являются самыми крупными иностранными инвесторами в российский энергетический сектор. Совместные предприятия, созданные компаниями Shell, BP и «Газпром», успешно функционируют. Компания Rolls-Royce и «Росатом» сотрудничают в области использования ядерной энергии в коммерческих целях. Обе наши страны решительно настроены повысить энергоэффективность своих экономик и реформировать рынки электричества в целях привлечения новых инвестиций в стареющую инфраструктуру. У нас общие интересы и в области энергобезопасности.
В этом году впервые Великобритания импортировала больше газа, чем произвела внутри страны. Соединенное Королевство является одним из самых крупных потребителей газа в Европе. Наши экономически активные рынки – самые ликвидные в Европе – открыты для всех. В ближайшее десятилетие спрос на газ в Великобритании вырастет, так как мы собираемся отключать старые угольные и атомные электростанции. Приблизительно 112 млрд. фунтов стерлингов инвестиций в новые электростанции потребуются к 2020 году для удовлетворения прогнозируемого спроса.
Наша цель – надежная, доступная, экологически чистая энергия. Мы хотим поощрять конкуренцию между всеми видами энергоресурсов на свободном рынке в целях создания превосходных возможностей для наших потребителей и получения инвестиций в инфраструктуру. Именно по этой причине в настоящее время мы реформируем рынок электричества, включая новые долгосрочные контракты для поставщиков, в целях обеспечения гарантий для инвесторов.
Для Великобритании энергобезопасность означает бесперебойность поставок. Для России – надежность спроса. Проект «Северный поток» и предложенный «Южный поток» являются масштабными инвестициями даже для самого крупного производителя энергоресурсов в мире. Прозрачная рыночная структура, основанная на правилах, будет содействовать реализации целей наших стран.
Эти цели пересекаются в одной критической точке: будущая роль газа в европейской структуре энергетики. Газ крайне необходим для энергобезопасности ЕС. Подобно другим странам – членам ЕС, Великобритания будет нуждаться в поставках газа в предстоящие годы. В соответствии с проведенным исследованием импорт газа в Великобританию в 2030 году намного вырастет по сравнению с настоящим временем. Но перед нами стоит амбициозная цель по производству экологически чистой энергии: сокращение выбросов углекислого газа, производимого экономиками наших стран, позволяющее предотвратить изменение климата.
Решение заключается в новой технологии, а именно: улавливание и хранение углерода (CCS). Международное энергетическое агентство (МЭА) считает эту технологию жизненно необходимой, если мы хотим стабилизировать ситуацию с парниковыми газами с оптимальными затратами. С помощью новой технологии (CCS) происходит удержание выбросов углекислого газа, что позволит нам сжигать ископаемое топливо безопасным для окружающей среды способом. Демонстрация эффективности новой технологии (CCS) в коммерческом масштабе является важной основой для будущего европейских и мировых рынков газа в долгосрочной перспективе.
Именно поэтому наше правительство обеспечило особое финансирование первого демонстрационного проекта по улавливанию и хранению углерода. Кто-то должен реализовать проект, если мы все хотим извлечь из него пользу. Есть старая русская поговорка: «Лиха беда начало». Мы надеемся, что Россия поддержит технологию по улавливанию и хранению углерода и будет участвовать вместе с нами в пилотных проектах, касающихся этой технологии, обеспечивая долгосрочный спрос на российские источники энергии.
Также мы можем сотрудничать в области энергоэффективности. Россию можно поздравить за ее стремление к повышению энергоэффективности на 40% к 2020 году. Расход меньшего количества энергии и тепла чрезвычайно важен для экономического роста, потребителей и климата.
В Великобритании мы готовы приступить к реализации национального плана по энергоэффективности. Он включает правильное утепление помещений и меры по экономии энергии, предложенные семьям и бизнесу. Мы готовы поделиться своим опытом на основании Меморандума о взаимопонимании по вопросам энергоэффективности, который был подписан между Министерством энергетики Великобритании и Министерством энергетики России.
И наконец, мы можем сотрудничать на мировой арене. Я рад, что Россия в начале этого года приняла участие в Международном энергетическом форуме. Конечно же, мы продолжим сотрудничество в рамках G20 в целях повышения энергоэффективности и на переговорах в ООН по вопросам изменения климата.
К счастью, связи между нашими странами являются не просто сильными – они постоянно расширяются. Визит премьер-министра Дэвида Кэмерона в Москву в сентябре отразил изменения в характере отношений между нашими странами. Речь идет не только о подписании коммерческих контрактов и культурном обмене, но и о том, как много мы сможем достичь, сотрудничая по общим вопросам.