В декабре президенту Дмитрию Медведеву должны представить доклад о результатах двухлетней апробации экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), проходившей сначала в 19, а позже в 21 регионе России – в 10 тыс. школ. Не дожидаясь конкретных цифр, которые, по идее, должны содержаться в отчете, глава государства публично объявил, что преподавание курса распространится на все регионы начиная с 2012 года. Заметим, что эксперимент завершится только в мае следующего года, а выводы о его успешности, похоже, сделаны априори.
Вслед за президентом на ту же тему сделал заявление министр образования и развития Андрей Фурсенко. «Он может вводиться более широко, менее широко, но я абсолютно уверен, что он не будет вводиться насильственно во всех школах без исключения», – сказал Фурсенко о перспективах курса.
Похоже, что ни у президента, ни у министра, да и вообще ни у кого в стране нет четкого представления о том, во что выльется вся эта затея. Может быть, только в Русской православной церкви надеются, что со временем чиновникам надоест играть в демократию и конституционность и все вернется к тем идеям, которые Патриархия высказывала еще в 90-е годы. Дескать, учить надо Закону Божьему, причем всех – от мала до велика. Пора оставить все эти половинчатые эксперименты и переходить к делу. Высказывания представителей Московского Патриархата говорят о том, что эта сверхзадача остается для них неизменной, пока они снисходительно следят за усилиями чиновников от педагогики. Капля камень точит.
Скорее всего так и будет. 5 ноября президент встречался с православной общественностью в неформальном режиме, и там ему предложили расширить рамки ОРКСЭ, не ограничивать их двумя четвертями 4 и 5-го классов. «Я этого не исключаю, – ответил Медведев. – Но если и переходить к более расширенному преподаванию, это нужно делать с согласия родителей школьников и, может быть, с использованием пилотных регионов, где можно эту модель обкатать перед распространением ее на другие школы».
В понедельник состоялось заседание общественного совета при Минобрнауки, в который входят избранные журналисты и защитники прав детей. На этом обсуждении тоже выяснилось, что гости ведомства по-своему видят перспективы эксперимента. Вновь, как и год назад, прозвучало предложение свести все духовно-нравственное просвещение к единому для всех учеников курсу истории религиозных культур. Как свидетельствуют СМИ, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов предложил еще вариант: в каждый из модулей с изучением одной религиозной традиции включить минимум информации о других вероучениях. Журналист решил, что это поможет приезжим из Чечни, где школьники почти стопроцентно выбрали основы ислама, лучше понимать культуру Центральной России.
Вряд ли, конечно, трения между выходцами с Кавказа и русской молодежью возникают из-за того, что где-то в Грозном четвероклашки недобрали знаний об основах православия. Агрессию молодых людей разных национальностей и происхождения питает полный нигилизм по отношению к российской государственности, ее способности организовать социальную жизнь огромной, многонациональной страны. Надо сказать, что сама власть поощряет это неверие в общее для всех правовое пространство, отдавая свои функции на откуп посторонним силам. Не получается превратить милицию в полицию – возродим народных дружинников. Не получается сформулировать основы российской идентичности и политического суверенитета – отдадим общее дело на откуп национальным и религиозным общинам.
Когда начинался эксперимент с ОРКСЭ, общественность с интересом следила за его ходом. У всех был свой интерес. Одни с нетерпением ждали, когда он закончится провалом и статус-кво, когда религии отделены от школы, будет восстановлен. Другие надеялись, что компромисс, который нашли в Минобрнауки два года назад – дать каждому то, что он хочет, но сохранить контроль над духовно-образовательным процессом и его содержанием, устроит всех.
Однако произошло так, что все остались недовольны. Детям – лишняя нагрузка, религиоведческие факультеты к подготовке учителей не привлекли, директорам – головная боль с расписанием на шесть модулей. Только найти этому точное, в цифрах, выражение не так-то просто. Младшеклассники еще не набрались смелости, чтобы манкировать посещением уроков, как это сделали бы старшеклассники. Оценки за «духовность» не ставят, успеваемость не проверишь. Похоже, что невнятный, аморфный предмет обречен на долгое, но бесцветное существование.