Позиция московского мэра Сергея Собянина в вопросе «выделенок» для общественного транспорта натолкнулась на непонимание автомобильной общественности. Но, отмечает интернет-издание «Авто.Вести.Ru», позиция мэра осталась непоколебима. «Автобусы должны двигаться с интервалом три–пять минут. И так будет. В этом году мы закупаем две тысячи автобусов – с кондиционерами, низкопольные, с двигателями экономического класса Евро-4. И в первую очередь они будут выходить на выделенные полосы. Почему мы делаем это в таком интенсивном режиме? Просто сезон дорожных работ заканчивается. Многие страны шли по этому пути: сначала делали «времянки» по выделенным полосам, а через два-три года реконструировали, расширяли дороги», – считает Сергей Собянин. «Участки для общественного транспорта планируется отделить на всех улицах шириной не менее шести полос», – говорится в сообщении пресс-службы Центрального административного округа Москвы.
Предполагается, что в результате запланированных мероприятий к 2016 году средняя скорость общественного транспорта в Москве вырастет с 12 до 18 км/ч, а на выделенных полосах – до 30 км/ч.
Кроме того, мэр заявил, что такси по «выделенкам» ездить не будут. «Я бы разрешил такси ездить, но, боюсь, на них пересядут все бизнесмены. Они покрасят машины, возьмут бесплатно лицензию», – объяснил мэр.
Понять мэра можно, хотя во всем мире такси все-таки ездят по «выделенкам». Ясно, что российский водитель действительно на выдумки горазд и наш менталитет необходимо учитывать даже в мелочах. Но понять можно и владельцев автомашин. По себе знаю, что выделенные для общественного транспорта полосы существенно увеличивают пробки на дорогах, особенно в часы пик. Конечно, не учитывать негативного мнения автовладельцев мэр не может. Это значительная сила, в том числе электоральная, – ведь в Москве 4 млн. автомашин. Поэтому, как сообщает агентство ВВС, мэрия скорректировала план отвода выделенных полос под автобусы, которые вызвали в Москве много споров, – их будет почти втрое меньше, чем планировалось. Но мэр считает, что повсеместное внедрение выделенных полос уже принесло свои плоды. «Скорость движения автобусов по ним (выделенным полосам. – «НГ») возрастает на 20–40%. Тысячи пассажиров реально экономят свое время при поездке по городу», – утверждает он. Однако смогут ли предлагаемые мэром меры угнаться за ростом московского автотранспорта, когда каждый день на улицах города появляются до 500 новых автомобилей, сказать трудно.
И тем не менее я согласен с логикой мэра. Главная цель его нововведений – заставить москвичей пересесть на общественный транспорт. Убедить моих сограждан в этом невозможно. Просто из-за ложного понимания проблем престижа и удобств. В конце концов, сейчас в магазинах медицинской техники можно купить даже компактные туалеты для водителей легковушек. Больший сервис себе и представить трудно. В распоряжении городских властей остается простой армейский принцип: «хочешь – научим, не хочешь – заставим».
Мне понятно, что исправить практически уже ничего нельзя. Сергей Собянин на заседании Московской городской Думы, где он выступал с отчетом, заявил: «Просчеты в градостроительной политике поставили наш город в тяжелейшую ситуацию: самая высокая плотность застройки, самая низкая удельная площадь дорог на единицу территории, радиальная и моноцентричная структура города... Сегодня, наверное, мало кого интересует, кто в этом виноват: или Иван Грозный, или Владимир Ресин, – важнее понять, что надо делать».
Но если расширять дороги уже некуда, то можно пойти по пути ряда стран и строить двух- и даже трехъярусные автострады. Можно вводить ограничения для автомашин, например, на въезд в определенные городские зоны или даже платные для часов пик полосы, как это делается в некоторых штатах США.
Однако более дешевым способом, на мой взгляд, может стать тотальная реконструкция развязок и пешеходных переходов, чтобы движение по основным магистралям могло бы быть бессветофорным. Уменьшение количества автомашин на дорогах тоже могло бы способствовать рассасыванию пробок. Для этого надо убрать с улиц старые авто, работающие на бензине Евро-2 и ниже и не имеющие катализаторов. Действовавшая некоторое время тому назад программа утилизации старых автомашин принесла в этом плане определенную пользу. И даже если заставить пересесть москвичей на компактные малолитражки, эта мера может уменьшить стесненность на городских улицах. Но это уже проблема ментальности. У меня до сих пор в памяти недоумение в глазах одной известной руководительницы солидного PR-агентства, когда она обнаружила рядом со своей большой и мощной Teana мою маленькую Mazda-2.