Анатолий Сердюков руководит ведомством с огромным, стабильно растущим бюджетом.
Фото РИА Новости
В Госдуме готовятся к обсуждению проекта федерального закона о бюджете страны на 2012 год и ближайшую трехлетку. Профильные комитеты уже сделали свои заключения, хотя дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не определена. Уже сейчас ясно, что предстоит радикальный рост военных расходов. Среднегодовой прирост бюджетных расходов на ближайшие годы колеблется в пределах 6–10%, однако на национальную оборону он составляет в среднем больше 20%. Между тем даже это не решает всех социальных проблем военнослужащих и военных пенсионеров. При этом проект бюджета-2012 показывает, что партия власти в очередной раз не выполнила свои обещания о решении жилищной проблемы в армии. Реализация этих обещаний откладывается как минимум до 2015 года и, видимо, даже на более поздний срок.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин на днях в очередной раз раскритиковал рост военных расходов в стране. Впрочем, этот рост не означает полной милитаризации России. На военные нужды в 2012 году и ближайшие три года будет потрачено от 3,1% (2012 год) до 3,6% (2014 год) от своего валового внутреннего продукта (ВВП), что соответствует уровню военных расходов во многих странах. Скажем, США тратят на оборону ежегодно более 4% от ВВП, Саудовская Аравия – 10,4%, Израиль – более 6% и т.д. И в ранге бюджетных расходов военный бюджет России тоже не самый большой. Больше, чем на национальную оборону, государство будет тратить на социальную сферу, а также на развитие национальной экономики.
Как видно из заключения думского комитета по обороне по проекту федерального закона о бюджете-2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов, рост военных расходов в основном связан с «проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих, выполнением ранее взятых государством обязательств по обеспечению защитников Отечества постоянным жильем». Однако основной прирост денежных расходов на оборону вызывает реализация Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020). По данному показателю расходы на разработку, закупку и ремонт вооружений, военной и специальной техники в 2012 году составят 730,8 млрд. руб. (увеличены по отношению к 2011 году на 20%), в 2013 году – 1156,3 млрд. руб., в 2014 году – 1463,6 млрд. руб. То есть реальные расходы по ГПВ-2020 по сравнению с 2012 годом уже через два года увеличатся в России более чем в два раза.
Но финансовые планы руководства страны по модернизации армии и флота в ближайшие три года по-прежнему не решают проблем как действующих военнослужащих, так и отставников.
Во-первых, как видно из заключения думского комитета по обороне на законопроект о бюджете-2012, обещания властей обеспечить постоянным жильем офицеров и отставников к 2010, а затем к 2012 году могут быть реализованы лишь к 2014 году. А сроки обеспечения армии служебным жильем вообще сдвигаются на неопределенное время. В документе, подписанном единороссом Виктором Заварзиным, отмечается, что к 1 января 2015 года дефицит жилья служебного фонда в армии «может составить 126,8 тысячи квартир, что создает высокие риски выполнения поручения президента РФ по обеспечению военнослужащих служебным жильем». Но в поручении об обеспечении офицеров служебным жильем президент обозначил дату – конец 2014 года.
Во-вторых, ожидаемое (как минимум в два-три раза) увеличение материального благосостояния офицеров и других категорий военнослужащих, как об этом заявляют руководители страны, на самом деле будет не столь масштабным. Как видно из заключения комитета Госдумы, суммарное «увеличение по расходам на денежное довольствие в 2012 году предусматривается в объемах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования 2011 года на 92,0 миллиарда рублей (36,5%)». То есть суммы на денежное довольствие военнослужащих увеличены не в разы, а всего лишь чуть больше чем на треть.
При этом ликвидируются для офицеров и контрактников практически все социальные льготы. А правом на ежегодный бесплатный проезд к месту отдыха в России и обратно будет обладать только ограниченный состав военнослужащих. В бюджете-2012 и на последующие три года нет статьи по расходам на индексацию денежного довольствия и пенсий отставным военнослужащим.
Лидер молодежного крыла эсэров Дмитрий Гудков, который организует акции протеста бездомных офицеров, заявил «НГ», что вряд ли военный бюджет России в 2012–2014 годах будет исполнен на все 100%. «Россию ожидает очередная волна экономического кризиса, и есть вероятность того, что уже в следующем году бюджет страны будет подвергнут секвестру. Таким образом, похоже, очередные обещания и планы руководителей страны по обеспечению жильем военнослужащих также не будут выполнены», – говорит Гудков. Он прогнозирует рост протестных настроений, в том числе и среди кадровых военных. В качестве доказательства Гудков привел директиву министра обороны Анатолия Сердюкова от 12 октября 2011 года, в которой он «в целях экономии федерального бюджета» потребовал от командиров не выплачивать денежное довольствие бездомным офицерам, находящимся за штатом более шести месяцев. «По закону их не могут уволить без предоставления жилья. Сами они уволиться не могут, так как в этом случае теряют право на жилплощадь. Оформиться на другую работу невозможно, так как числятся в распоряжении Минобороны», – разъясняет ситуацию Гудков.