В ведомстве Татьяны Голиковой задумались о преимуществах кадровой ротации.
Фото РИА Новости
Госдума одобрила вчера правительственную идею о периодической ротации руководителей территориальных подразделений контрольных и надзорных госорганов. Обещано, что ротация распространится на все федеральные структуры. Между тем в недавнем интервью трем телеканалам Владимир Путин весьма скептически отнесся к резким кадровым переменам в правительстве, заявив, что «министерская чехарда – это проявление слабости верховного руководства». Эксперты сомневаются в эффективности законопроекта, считая его заменой естественных механизмов государственного саморегулирования.
Депутатам вчера было предложено одобрить законопроект, вводящий правило ротации государственных гражданских служащих. За эту правительственную инициативу отвечает Минздравсоцразвития, в последнее время активно занимающееся разработкой различных правил госслужбы. Напомним, что ранее ведомство Татьяны Голиковой стало автором Этического кодекса для чиновников, а теперь, например, прописывает концепцию закона о контроле за их расходами.
Борьба с коррупцией ценой в 322 миллиона
Нынешняя ротация предлагается пока не полномасштабной – она распространится не на весь госаппарат, а только на тех госслужащих, которые возглавляют территориальные подразделения федеральных надзорных и контролирующих органов. Как известно, это многочисленные службы – лесная, алкогольная, транспортная, налоговая, антимонопольная, пожарная, санитарно-эпидемиологическая и т.д. и т.п. Они выписывают справки и выдают предписания, устраивают проверки и ревизии – в общем, действуют в самой гуще народа. И поэтому каждый день подвергаются соблазну. И, естественно, нередко соблазняются.
По подсчетам правительства, ежегодно ротироваться будет чуть более полутора тысяч чиновников. На своем месте они смогут работать не более трех–пяти лет. А потом будут обязаны переехать на новое место в рамках своего ведомства либо остаться в том же субъекте РФ, но перейти в другой госорган.
Уже известно, сколько будет это удовольствие стоить: 322,5 млн. руб. в год. Дело в том, что, согласно законопроекту, служащему и его семье государство обязано оплатить переезд и жилье. А когда чиновник решит уволиться совсем – ему и его семье оплатят отъезд в тот российский регион, где он захочет жить. Отказаться от ротации можно будет лишь по строго оговоренным обстоятельствам, связанным с собственной болезнью или проблемами с неработоспособными родными и близкими. А так, не хочешь переезжать – увольняйся. Причем, что специально оговорено, без выходного пособия. Хотя и с выплатой четырехмесячного оклада в качестве компенсации.
В других федеральных органах власти тоже может быть введена ротация – по решению президента или правительства. Для госконтролеров она с 1 января 2013 года прописывается как обязательная. Требование ротации, указывает правительство, содержится в Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы, который, как известно, утвержден указом президента Дмитрия Медведева.
В ходе вчерашнего думского обсуждения были высказаны сомнения в том, что ротация поможет борьбе с коррупцией. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский предположил, что коррупциогенная составляющая только будет развиваться: «Если я вовремя подойду к своему начальнику и поглажу его хорошо, то меня он ротирует в Москву или Санкт-Петербург». А если подчиненный начальству не по нраву, то, уверен коммунист, «вы из нормального региона можете ротироваться к черту на кулички».
Владимир Путин в кадровых вопросах по-прежнему осторожен. Кадр из программы «Вести» |
Ротация по-думски
Глава «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян считает, что ротация имеет смысл – но нужно понять, на каком уровне она будет происходить: «Любая ротация – шаг вперед. Чиновник обрастает связями, которые способствуют коррупции.
Законопроект, конечно, не волшебная таблетка – паршивая овца всегда сумеет устроиться». Вместе с тем, отмечает эксперт, ротация уместна в первую очередь территориальная, когда чиновники перемещаются по стране: «Это государственная служба, и она подразумевает, со времен Российской империи, что чиновники не выбирают место государственной службы. На мой взгляд, это было бы логично сегодня. Конечно, у нас чиновники тоже перемещаются по стране, но, как правило, в одном направлении – в Москву. И крайне редко идет процесс в обратном порядке».
Узкое место законопроекта, указывает собеседник «НГ», – возможная непродуманность на уровне формирования списка должностей, попадающих под действие документа: «Если ротировать будут, к примеру, опытных сити-менеджеров, которые знают проблемы своих городских хозяйств, то это вряд ли будет правильно».
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев уверен, что все зависит от того, как будет исполняться закон и кого он коснется: «Кто-то будет относиться к своим обязанностям более ответственно, а кого-то такая мера подтолкнет к тому, чтобы побыстрее получить какие-нибудь преимущества». Радикальных изменений в области борьбы с коррупцией в результате принятия этого законопроекта ожидать не следует, считает Иноземцев: «Это формальная мера. Главная проблема не в том, сколько денег чиновник берет в конверте, а в том, какой бизнес он выстраивает вокруг себя в это время».
Подмена политических механизмов
Известно, что премьер Владимир Путин неоднократно высказывался в пользу стабильности в кадровом вопросе. К примеру, в начале мая с.г. премьер, выступая на межрегиональной конференции «Единой России», высказался против жестких моделей ротации кадров как в частных, так и в государственных структурах. А в понедельничном интервью трем телеканалам выразился еще более определенно. Правда, говорил он о «чехарде в правительстве», но его заявление отражало взгляд премьера на всю проблему: «Министерская чехарда – проявление слабости верховного руководства. Это означает, что руководители не хотят брать на себя ответственность». Путин признал, что в правительстве «есть министры, которые на протяжении многих лет либо не дают результатов, либо у них череда провалов». Однако он добавил, что частая смена министров не ведет к улучшению деятельности органов госвласти: «Нельзя в крайности какие-то пускаться... И преемственность должна быть какая-то, нельзя здесь играть в детские игры только потому, что на ваших каналах либо в печатных средствах массовой информации кто-то сказал, что нужно всех разогнать».
Противоречит ли высказывание премьера законопроекту о ротации кадров? Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что здесь нет разногласий только с точки зрения власти: «На самом деле законопроект противоречит высказыванию премьера по кадровому вопросу. Роднит их то, что и ЕР, и премьер отвечают на одну и ту же критику. Просто Путин объяснял задним числом, почему он не менял людей, а единороссы реагируют на очевидную усталость людей от того, что чиновники так долго сидят на своих должностях. И принимают закон, чтобы сказать: теперь у нас будет иначе».
Эксперт усматривает в проекте подводные камни: «Если убрать популистскую составляющую, существует очевидная проблема, связанная с низкой и снижающейся эффективностью системы управления». Дума пытается, уверен собеседник «НГ», заменить механической мерой принудительного характера действенные механизмы, функционирующие в каждой нормальной политической системе: «Дело не в законе, а в наличии механизма обратной связи. Тогда у нас не будет министров, при которых все рушится и взрывается. Тогда то, что не нравится избирателю, автоматически трансформируется через правящую партию в кадровые перемены». Политическая партия, подчеркивает Петров, должна нравиться избирателю не раз в пять лет, а постоянно: «И поэтому должна постоянно прислушиваться к голосу граждан. Когда чиновник себя дискредитирует, от него избавляются – как, собственно, мы видим всюду». Попытка замены этого естественного политического механизма «какими-то странными правилами, связанными с возрастом или сроком нахождения на одной и той же службе, – указывает эксперт, – демонстрация того, что проблема есть и что решать ее намерены не системно, а придумывая какой-то специальный закон».