На последних своих встречах с различными группами населения Михаил Прохоров ни разу не сказал прямо о том, что окончательно уходит из политики. Понятно, что для него это вопрос времени и скоро это произойдет окончательно.
А ведь еще недавно в уход Прохорова из политики, пусть даже анонсированный им самим, верилось с трудом. Казалось, что скорее все-таки речь идет о том, чтобы взять некоторую паузу: вокруг него, тогда еще партийного лидера, так накалилась политическая атмосфера, что просто необходимо было снизить ее градус.
Покинуть партию вообще! – то, чего от Прохорова, похоже, не ожидали даже за кремлевской стеной многие, в том числе и первые лица. Очень растерянный был вид и у партийцев, лишившихся в одночасье не только предвыборной команды, но и партийных средств: можно не сомневаться, что друзья Прохорова заберут пожертвования, как только представится законная возможность это сделать.
Вероятно, модераторы небольшой революции в масштабах одной партии предполагали, что с помощью твиттерно-цветных технологий можно будет сделать Прохорова сговорчивее, почтительнее, что ли, к обитателям кремлевских-то коридоров.
Или скорее они пытались продемонстрировать, что в российском политически-партийном курятнике могут находиться исключительно бройлеры, выведенные с помощью правильной генной инженерии, с одинаковым пером и четко выверенной линией куриного бедра.
Нестандартная же птица, особенно бойцовая, подлежит выведению – но только за штат или может сгодиться только на обеденный стол.
Очевидно, что либеральные идеи, с которыми так комфортно живется в развитом обществе потребления, на российской почве произрастают пока по-прежнему вяло и являются крайне нежизнеспособным видом, не выдерживающим никакой конкуренции по сравнению ни с животной ксенофобией, ни даже с растительной демократией.
В результате сама тема либеральной идеи в ходе подготовки к выборам 2011 года оказалась буквально загажена политтехнологами. А интеллигентная публика старается покинуть место, ставшее отхожим, побыстрее┘
Впрочем, единороссам это не помешало позаимствовать некоторые идеи, развиваемые в последний период не только коммунистами и справороссами, но и прохоровской командой, при подготовке программных документов уже на недавнем их так называемом съезде победителей (а победитель, как известно, забирает все!).
Такое заимствование, как говорят, в команде Прохорова в отличие от команд Геннадия Зюганова и Сергея Миронова, где крайне болезненно относятся к такой единороссовской практике, впрочем, не вызвало ни удивления, ни раздражения.
Более того, Прохоров объявил, что теперь его целью является формирование «программы развития страны». И ему не очень важно, какая именно политическая сила реализует ключевые положения этой программы. Де-факто это означает одно: партийная политика для него – пройденный этап. Будучи большой фигурой в другой сфере – в открытом крупном бизнесе, Прохоров, видимо, всерьез полагал, что в политике все то же самое. То есть крупные игроки играют по-крупному, но по правилам. Оказалось по-другому, и, сорвав розовые очки оптимизма, экс-олигарх понял, что после своего стремительного старта он уже выскочил за пределы партийного поля. В результате в своем общественном развитии Прохоров уже проскочил уровень Думы, губернаторов и министров. Впереди у него, по сути, остались уже только надполитические, странового масштаба задачи, а это уже совсем другая история.
При этом он находится в тени тандема и прекрасно понимает, что ближайшие годы – минимум шесть, максимум двенадцать – ситуация статус-кво не изменится. Так что пока у бывшего лидера «Правого дела» может быть только одна-единственная стратегия – доказать публике, которая последнее время весьма пристально следит за его делами, что крупный бизнес в России можно выстроить и без поддержки кремлевских башен, и даже не будучи близким другом и хорошим знакомым национального лидера, кем бы он ни был.
Доказать это Прохоров сможет широкомасштабной позитивной общественной деятельностью, соразмерной его нынешнему уровню, но при этом аполитичной. Сделать это сегодня будет крайне сложно: у всех перед лицом обратный пример. Многие бизнесмены, принимающие самостоятельные решения, сегодня или уже уехали, или вот-вот уедут, а Прохоров, похоже, уезжать не намерен.
У некоторых правоверных соратников «Единой России» это вызывает не только удивление, но и некоторое раздражение: сложно чувствовать себя «альфа-самцами», если тебя не боятся.
Тем более очевидно, что серия относительно мелких конфликтов с властями не входит в планы Прохорова и не приведет ни к какому положительному результату: доказать свою правду можно, только выиграв полномасштабную войну. А для настоящего бизнесмена война не может быть целью - только средством. Поэтому в интересах Прохорова будет полный уход из партийной политики и российского бизнеса и посвящение себя более масштабной задаче всероссийского или даже скорее международного масштаба.
Почему бы Прохорову не возглавить, к примеру, Олимпийский комитет?