Феерический XII cъезд «Единой России» наконец-то внес ясность в умы миллионов избирателей. Им было торжественно поведано, кто выдвигается в президенты от тандема, а заодно и от партии власти. Стало также известно, кого в случае своей победы Владимир Путин назначит премьер-министром. Правда, для этого, как я понял, Дмитрий Медведев должен еще помочь единороссам выиграть парламентские выборы.
Отсюда вопрос: какими вдохновляющими общество идеями президент поддержит партию власти в ее предвыборной кампании? Думаю, если Медведев верен себе, то прежде всего теми замыслами, что раньше он выразил в нашумевшей статье «Россия, вперед!». А это – модернизация страны, стратегия инновационного развития, реальный план вхождения России в группу ведущих государств мира и т.д.
А что же ЕР, чем она в таком случае обогатит прогрессивную концепцию президента?
Здесь не надо гадать. У партии готов план. В середине сентября Центр социально-консервативной политики (ЦСКП), работающий над идеологией «Единой России», совместно с РПЦ провел этапную конференцию, на которой подвел «итоги десятилетия» и предложил России «траекторию развития».
«Единственная идеология, которая способна стать фундаментом для модернизации страны, – это консервативная идеология», – коротко и пронзительно выразил общую позицию форума Андрей Исаев.
Концепция вызрела не нынешней осенью. Еще после XI съезда партии Борис Грызлов заявил: «Слово «консерватизм» – уже это не то слово, которое было синонимом ретроградства, синонимом консервации... Сегодня российский консерватизм – это стабильность и развитие. Это девиз «Сохраним и приумножим!». Это духовность, патриотизм. Это уважение родины. Это обязательный труд. Это получение результатов труда и умение распоряжаться этими результатами труда. Это жизнь без революций. Это поступательное развитие. И это модернизация. Российский консерватизм как идеология партии «Единая Россия» полностью соответствует названию статьи президента Медведева Дмитрия Анатольевича «Россия, вперед!».
Если допустить, что статья Медведева – такой же набор ни к чему не обязывающих красивых лозунгов и призывов, то гармония между партией власти и президентом страны гарантирована. Но меня в манифесте «Россия, вперед!» вдохновляет хотя бы вектор движения. Сказать же, что «консерватизм» вышеозначенной партии – как раз то, чего нам недоставало для триумфа модернизации, значит сильно преувеличить успехи идеологических исканий единороссов.
И я вовсе не противник консерватизма как одного из необходимых условий устойчивости исторического движения, как действительной гарантии сохранности исторических, духовных, культурных ценностей и т.д. Но политический, партийный, а значит, самопровозглашенный консерватизм – это несколько иное. Здесь эту уважаемую идеологию, как, впрочем, и веками выстраданный либерализм, легко превратить в дежурную фишку, включить в «повестку дня», начать выстраивать с помощью «старины глубокой» мыслимые и немыслимые проекты?
Какие проекты? Ну, например, «Декалог ХХI», в котором партия в целях нравственного и духовного воспитания народа решила заняться современным толкованием библейских заповедей. В этом деле проявили активность консерваторы из государственно-патриотического клуба «Единой России». В итоге известное в веках «Не сотвори себе кумира» обрело, к примеру, такое звучание: «Недопустима сакрализация исторического и политического опыта какой-либо одной отдельно взятой страны, провозглашение его эталоном социального развития, копирование которого обязательно для всех».
Это, как объяснили интерпретаторы, и есть библейская заповедь про агрессивную и навязчивую политику США в сегодняшнем мире. Кто ж после такого прочтения усомнится в инновационных возможностях консерватизма!
Но США, Запад – пустячки в сравнении с горсткой отечественных либералов, источающих мысли о разных там цветных революциях и своих намерениях выйти на какую-нибудь площадь и высказать какую-нибудь идею. Тут уж от консерваторов жди отповеди по полной программе. Особенно из уст бывших бунтарей вроде Андрея Исаева, которые сегодня своей ярой критикой либералов лишь подтверждают известную политическую мудрость: «Никакая власть не любит революционеров. Особенно – власть революционная».
Как ни крути, получается, консерватизм – это и рефлексивное сбережение собственной власти, философия ее удержания. Консерватор может говорить и о переменах, модернизации, если это не нарушает режима его собственного существования. Отсюда у него потребность в мифах о разного рода сокрушителях устоев, врагах стабильности и пр.
Такое противостояние заставляет вспомнить о русских западниках и славянофилах XIX века, умевших не только любить родину и жарко спорить о ней, но и уважать иное мнение. А когда эта традиция нелегкого, но важного диалога ушла – явились «бесы».
Поэтому мне кажется, что самый верный совет по сохранению и развитию России оставил нынешним политикам один из лучших умов своего времени Борис Чичерин: «Только энергия разумного и либерального консерватизма может спасти русское общество от бесконечного шатания. Если эта энергия появится не только в правительстве, но и в самом народе, Россия может без опасения глядеть на свое будущее».