В полиции становится все больше борцов с коррупцией.
Фото РИА Новости
На сайте МВД в разделе «Общественная экспертиза проектов нормативно-правовых актов» появился проект приказа министра Рашида Нургалиева. Суть которого – определение подразделений МВД, ответственных за борьбу с коррупцией. Документ выставлен на общественное обсуждение до 13 октября. После чего он, уже подписанный министром, вступит в законную силу. Эксперты «НГ» сомневаются в его эффективности.
В конце августа во время визита в Кострому глава МВД Рашид Нургалиев сказал: «Вот там, за моей спиной, в прошлом, остались взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, коррупция и весь негатив, нет его сегодня». Это заявление последовало после завершения переаттестации сотрудников МВД. По идее, она была призвана отобрать лучших для службы в полиции в рамках президентской реформы о преобразовании милиции в полицию.
Ранее одним из нововведений борьбы с коррупцией в МВД стали расписки. Будущие полицейские обещали не брать взятки: «Сотрудник милиции проинструктирован своим начальством и обязуется не участвовать в вымогательствах, не брать подарки, не нарушать правил дорожного движения, не управлять авто в нетрезвом виде или без документов в служебное время и в быту, а также вежливо и культурно вести себя в обращении с гражданами».
Из 875,3 тыс. офицеров милиции уволены были 183 тыс. человек. Должностей также лишились многие генералы.
После громкого заявления Нургалиева, широко освящаемого в блогах и в СМИ, глава МВД поспешил опровергнуть свои слова. Пояснив, что, говоря о победе над коррупцией, он говорил о Владимире, Костроме, Пензе и др. городах, где у министра не возникло претензий к личному составу. Нургалиев подчеркнул, что полицейским Приморья или Пермского края он не стесняется говорить о проблемах «открыто».
Однако не только из этих регионов поступают сообщения о задержании коррупционеров в погонах. Следственный комитет (СК) РФ 25 сентября сообщил о привлечении к уголовной ответственности первого генерала – начальника ГУВД по Ставропольскому краю Александра Олдака, переаттестованного и назначенного два месяца назад. По версии следствия, с июля по ноябрь 2008 года Олдак заключил с начальником Барнаульского юридического института МВД Николаем Михайловым фиктивный контракт на оказание платных образовательных услуг. Условия документа не были выполнены, а бюджетные средства в размере 10 млн. руб. были израсходованы Олдаком по его усмотрению. Интересно, что 29 сентября руководитель СУ СКР по Алтайскому краю Александр Пономарев отменил постановление о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой материалов проверки.
После окончания переаттестации к президенту Дмитрию Медведеву обратился полковник полиции, руководитель подразделения по борьбе с преступными сообществами ГУВД по Кемеровской области Константин Тимофеевв. Он обвинил местное руководство полиции в покровительстве криминалу и коррупции. По словам Тимофеева, руководитель ГУВД по Кемеровской области Александр Елин покрывает преступные группировки и увольняет сотрудников, которые далеко зашли в расследовании резонансных преступлений. Пока о реакции главы государства ничего не сообщается.
Несмотря на победу над коррупцией, ведомство Нургалиева продолжает бороться с ней. Оно планирует бросить дополнительные силы на проверки доходов полицейских. Об этом и говорится в проекте приказа МВД, опубликованном 5 октября на сайте ведомства.
Согласно п.3.1. документа, за проверку деклараций, подаваемых сотрудниками правоохранительного органа будут отвечать Главное управление собственной безопасности и Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Предполагается, ведомственные подразделения будут выявлять недостоверную информацию по части имущества, приобретенного сотрудниками полиции незаконным способом, а значит официально незадекларированным.
Правда, при подобных проверках УСБ и ГУЭБу не разрешено осуществлять мероприятия оперативно-розыскного характера: проводить обыски, прослушивать телефоны, проверять переписку и иные средства технической связи. Согласно п.6.2, «при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРД) по соответствующим запросам не осуществлять действия, указанные в пунктах 8 – 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». То есть упраздняется: «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи». Таким образом, в случае одобрения этого проекта подобные мероприятия можно будет осуществлять только после решения суда.
Эксперты «НГ» сомневаются в эффективности документа. Замначальника УОС МВД России Олег Еделев не видит никаких препятствий в проведении оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников полиции: «Подразделения, указанные в проекте данного приказа, являются субъектами оперативно-сыскной деятельности, и арсенал средств, предоставленных им законом, позволяет провести мероприятия по проверке достоверности представленных сведений в полном объеме». Не совсем в курсе предполагаемых новаций оказался начальник пресс-службы Главного управления экономической безопасности (ГУЭБ) и противодействия коррупции Андрей Пилипчук: «Если нам это будет поручено, мы будем этим заниматься». Однако, по словам сотрудника ГУЭБ, ему неизвестно, выделен ли запрет на проведение оперативно - розыскных мероприятий в отдельный пункт в проекте приказа министра.
По мнению Председателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолия Кучерены, документ «направлен на минимизацию коррупции». По его словам, кадровая комиссия при Медведеве занималась переаттестацией: «Если мы замечали другие источники дохода, то кандидат ее не проходил». По словам Кучерены, источниками подобной информации были декларации сотрудников и мониторинг ФСБ. Адвокат отметил, что даже после завершения переаттестации ему ежедневно поступают сведения о «преступлениях коррупционного характера в полиции».
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин разделяет мнение Кучерены в том, что касается нарушения прав человека на частную жизнь. Но эксперт отметил: «Здесь есть грань между необходимостью борьбы с коррупцией и пределами частной жизни». По мнению Макаркина, расширение штата антикоррупционных структур связано с тем, чтобы облегчить работу следователей и не начинать с «чистого листа». Заявление Нургалиева о победе над коррупцией эксперт «НГ» считает преждевременным: «Штатными методами ее невозможно преодолеть». Он также заявил: «В ближайшее время победить коррупцию не удастся».