С 19 по 21 сентября в Женеве проходил ежегодный общественный форум ВТО. Общая тема «Поиски ответов на глобальные вызовы в области мировой торговли» была разбита на четыре не менее актуальных подтемы: «Продовольственная безопасность», «Торговля природными ресурсами», «Сделано в мире» или торговля добавленной стоимостью» и «Будущее многосторонней торговой системы».
Форум проходил на фоне послекризисной неустойчивости мировой экономики и угрозы срыва продолжающихся уже 10 лет переговоров в рамках Дохийского раунда ВТО. В этих условиях можно только приветствовать стремление руководства секретариата ВТО установить прямой контакт с гражданским обществом. Рекордное число участников – 1500 – говорит об успехе форума.
Проблеме продовольственной безопасности были посвящены семь специальных сессий. Наличие в мире миллионов голодающих вызывает растущее возмущение в широких слоях гражданского сообщества. Принятие дорогостоящих мер по сохранению окружающей среды для будущих поколений, когда умирает от голода или недоедает значительная часть нынешнего поколения, выглядит по меньшей мере неэтично.
Интерес к проблеме продовольственной безопасности был обусловлен и недавним взлетом мировых цен на продовольствие, вызвавшим волнения в некоторых африканских странах. На форуме выявились разногласия в понимании терминов «продовольственная безопасность» и «чрезвычайная ситуация», при которой страны имеют право принимать защитные меры. Любопытной показалась идея «продовольственного суверенитета», для достижения которого предлагалось поддерживать мелкие крестьянские хозяйства, быстро исчезающие в условиях конкуренции со стороны импорта сельскохозяйственных товаров.
Особый интерес вызвала презентация солидного (350 страниц) исследования «Мониторинг и оценка сельскохозяйственной политики-2011» секретариата Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В этом исследовании данные по 34 странам – членам ОЭСР были впервые сопоставлены с данными по России, Китаю, Бразилии, ЮАР и Украине, играющим все более важную роль на мировых рынках продовольствия. Один из важных и неожиданных выводов заключался в том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в пяти указанных выше странах в целом на протяжении ряда лет был и остается ниже, чем во многих западных странах, а также ниже, чем в среднем по ЕС и ОЭСР.
Одной из причин роста цен на продовольствие стало развившееся в последние годы производство этанола и других видов биотоплива на базе зерна и сахарного тростника. Под лозунгом защиты окружающей среды ряд стран применяет различные формы государственного субсидирования производства биотоплива, без чего его применение оказалось бы нерентабельным. В исследовании ОЭСР прямо сформулирована рекомендация пересмотреть политику по государственной поддержке производства и потребления биотоплива с тем, чтобы избежать обострения продовольственной проблемы.
Проблемам мировой торговли природными ресурсами были посвящены пять сессий, говорилось о влиянии торговли на экологически устойчивое развитие. Свежей выглядела идея о том, что в чрезмерной, хищнической эксплуатации ограниченных природных ресурсов надо винить не только страны-производители, но страны-потребители, которые продолжают наращивать использование сырья сверх среднемировых показателей.
Много говорилось о проблеме стран происхождения высокотехнологичных товаров, которые справедливо считать сделанными в мире (made in the world), а не в одной стране, откуда отгружается готовое изделие. Отсюда вытекает целесообразность учета торговых потоков не только по конечной, но и по добавленной стоимости. Это должно позволить по-новому взглянуть на торговые балансы стран. Статистический анализ экспорта по добавленной стоимости уже применяется в Швеции, Коста-Рике, брюссельской штаб-квартире ЕС. Давно известно о высокой доле добавленной стоимости зарубежного происхождения в таких продукциях, как бытовая электроника, престижные часы, легковые автомобили. Машины «Вольво», как оказалось, можно лишь на 50% считать шведскими. Заявление о намерении развернуть статистический анализ мировой торговли по добавленной стоимости в секретариате ВТО выглядит разумным.
Что же должна делать ВТО для более успешного функционирования многосторонней торговой системы?
Во-первых, предлагалось расширить деятельность ВТО с тем, чтобы обеспечить более тесную взаимосвязь проблем мировой торговли с экологическими и социальными. Необходимость уделять больше внимания социальным последствиям глобализации была обоснована в ходе презентации совместного исследования ВТО и Международной организации труда (МОТ) на тему «Пути к социально устойчивой глобализации».
Вторая большая группа предложений, высказанных на форуме, касалась процедурных реформ. Самым революционным было предложение создать вместо ВТО и других международных организаций одну всеобъемлющую мегаорганизацию, которая занималась бы вопросами экономического развития и торговли, социальными и экологическими проблемами ХХI века в их тесной увязке.
Выдвигалось также предложение исключить из деятельности ВТО регулирование торговли сельскохозяйственными товарами, передав эту проблематику Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО).
Была озвучена идея допускать при определенных условиях отход от принципа единогласного консенсуса, заменив его принципом критической массы, то есть разумного большинства заинтересованных участников переговоров. Предлагалось также отказаться в будущем от слишком сложных амбициозных раундов переговоров типа Уругвайского или Дохийского, отдав предпочтение переговорам по отдельным секторам и проблемам.
Главным итогом форума следует считать более ясное понимание мировым гражданским сообществом всей сложности проблем, переживаемых многосторонней системой регулирования торговли. Каким путем будут решаться эти проблемы, может хотя бы частично проясниться на предстоящей в декабре министерской сессии стран – членов ВТО.
Женева