Как ранее сообщала «НГ», транспортный Ил-76 приземлился в аэропорту Кишинева 12 сентября, затем перелетел на военный аэродром в Маркулештах и там взял на борт военный груз. Известно так-же, что самолет прилетел из Ливии, но куда улетел – непонятно.
Приземление транспортного самолета Ил-76 в Кишиневском международном аэропорту происходило с грубейшими нарушениями действующего законодательства Республики Молдова. По этой причине данный самолет-нарушитель должен был быть арестован молдавскими властями сразу же после посадки.
Дело в том, что из Ливии он вылетел как литерный президентский борт. Однако после пересечения границ Средиземного моря и прилегающего к нему участка суши этот самолет почему-то спешно поменял свой гражданский литер на военный. Румынские авиадиспетчеры приняли и провели этот самолет до самых границ воздушного пространства Республики Молдова, после чего почему-то вдруг отключились, и затем в эфире установилось странное молчание.
Во всяком случае, Румыния не передала, как того следовало ожидать, данный литерный борт Молдавии, поэтому посадка самолета Ил-76 в Кишиневском аэропорту была не авторизована ни военными, ни гражданскими авиационными контролерами, ведущими наблюдение за полетами воздушных судов. Посадка стала полнейшей неожиданностью для всех авиационных служб Молдавии. Разрешение на посадку транспортного самолета Ил-76 в Кишиневском аэропорту никто из них не давал. Экипаж этого самолета не подавал ни сигнала бедствия, ни сигнала о захвате террористами, ни сигнала об аварии на борту.
Известно, что всеми контрольными органами по маршруту следования любого самолета, совершающего перелет, тем более международный, ведется объективный контроль, в том числе периодическое фотографирование данных о нем с экрана ВИКО и звуковая запись всех переговоров с его экипажем.
Для этого имеются специальные радиочастоты, на которых передается вся информация с борта самолета, в том числе и голосовые сообщения его пилотов, считываемая контрольной аппаратурой на близлежащих к маршруту его следования аэродромах. Голосовых сообщений пилотов указанного самолета с просьбой о посадке, зафиксированных диспетчерами Кишиневского международного аэропорта, не было.
По многим признакам, связанным с таинственным самолетом Ил-76, можно судить о том, что разрешение на перелет этого борта скорее всего могло быть дано представителем высшей власти в Молдавии.
Разрешение на дальнейший перелет самолета Ил-76 из аэропорта Кишинева в аэропорт Маркулешты дал полковник Кройтору, так как его непосредственный начальник – полковник Чемыртан находился в отпуске. Хотя обычно полковник Чемыртан, даже будучи в отпуске, координирует перелеты всех бортов. Нужно отметить, что при посадке самолета в Кишиневе материалов объективного контроля у ПВО не было. Уже при дальнейших перелетах это было исправлено.
Что касается предполагаемой продажи молдавского комплекса «Игла» Ливии, то это невозможно, так как до начала операции Ливия имела 3000 единиц «Стрела-2», «Стрела-3» и «Игла-1». Молдавия же имеет на вооружении всего лишь 120 единиц. Арсеналы не сопоставимы для выполнения боевых задач. Тем более что активная фаза подавления ливийских ПВО давно прошла. Стационарные комплексы ливийских ПВО были уничтожены. А переносные комплексы в большинстве своем так и остались лежать на армейских складах неиспользованными. К тому же продажа молдавской «Иглы» без согласия России не представляется возможной. 120 ПУ «Игла» не могут обеспечить защиту воздушного пространства Ливии, пусть и на малых высотах. По свидетельствам российских военных советников, авиация коалиции преодолевала рубежи ливийских ПВО на сверхмалых высотах в 50–100 м, где наиболее эффективным является применение переносных комплексов «Игла». Тем не менее 3000 единиц этого оружия не обеспечили перелом в противовоздушных боях в Ливии.
Наши источники считают, что главная цель всей этой акции состоит в срочной переброске по воздуху «компонентов оружия» из Молдавии в Ливию. Это могут быть некие элементы химического вооружения или токсичного ракетного топлива – самина. В арсеналах Молдавии имелась 51 тонна этого вещества, которое может служить сырьем для боевых ОВ и которое сохранилось по сей день в разных гражданских фирмах Кишинева (пример, ООО «Промтехгаз»). Данное количество самина просто исчезло со складов молдавской армии.
Какая-либо переброска боеприпасов также не соответствует реальности из-за скудности боезапасов в арсеналах Молдавии, которые не могут покрыть даже мобилизационную потребность в проведении плановых стрельб и учений. В таком случае нарушался бы закон об обороне и мобилизации.
Говорить можно о стрелковом оружии румынского производства, но такого количества Румыния никогда не поставляла Молдавии. К тому же низкое качество этого вооружения не может иметь особой товарной и валютной ценности, даже в странах Африки.