Катастрофа унесла жизни игроков одной из лучших хоккейных команд страны.
Фото Reuters
Найдены тела всех 42 погибших при катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем. Двоих выживших, в тяжелом состоянии, переправили в Москву. Президент Дмитрий Медведев уже потребовал закрыть к 2012 году авиакомпании, которые не перейдут на новые технические стандарты, что может сократить их число. Эксперты считают, что российская авиация находится в системном кризисе. Некоторые из них уверены, что здесь не поможет ни сокращение авиакомпаний, ни запрет на полеты отдельных лайнеров.
Вчера в Москву переправили двоих выживших в трагедии под Ярославлем – игрока хоккейной команды «Локомотив» Александра Галимова и бортпроводника Як-42 Александра Сизова. Напомним, в катастрофе самолета Як-42, произошедшей в среду под Ярославлем, погибла хоккейная команда «Локомотив». Как стало известно вчера, самолет 1993 года выпуска принадлежал компании «Як-сервис» и имел сертификат летной годности до 1 октября 2011 года. Расследование продолжается. Называют несколько вероятных причин катастрофы: отказ двигателя, системы управления или ошибка экипажа. Последняя вызывает серьезные сомнения у опрошенных «НГ» летчиков, поскольку погодные условия сложными не были, а взлет – менее тяжелое время, чем посадка. Очевидцы трагедии говорили о взрыве, поэтому первоначально звучала и версия теракта, которую позже опроверг представитель СК Владимир Маркин. В Ярославской области объявлен трехдневный траур по погибшим. В Москве, Ярославле и в поселке Туношна, где и потерпел крушение самолет, возлагают цветы и соболезнуют родственникам погибших.
Вчера же президент Дмитрий Медведев, побывавший на месте трагедии, потребовал радикально сократить количество авиакомпаний в России, «почистить» летный состав и закрыть к 2012 году те компании, которые не перейдут на новые технические требования. Глава государства призвал обновлять отечественный авиапарк, а если свои производители не способны раскрутиться, покупать технику за рубежом.
Полеты компании «Як-сервис» приостановлены, объявлено о внеплановой проверке всех самолетов Як-42. Между тем отечественный авиапарк действительно предельно изношен, говорят эксперты. Они проводят аналогию с парком судов и напоминают о трагедии с теплоходом «Булгария». Некоторые из собеседников «НГ» считают, что закрытие мелких авиакомпаний или запрет на полеты Як-42 и Ту-134 проблемы не решит – беда в самой системе российского управления.
В этом уверен, к примеру, заместитель президента профсоюза летного состава России Юрий Зандарян: «Разве в больших компаниях самолеты не разбиваются?» Несмотря на катастрофу в Ярославле, Зандарян уверил, что летать по России безопасно, поскольку каждый самолет проверяется перед вылетом. Впрочем, и он согласен с тем, что обновлять авиапарк необходимо.
«Пока идет расследование, нельзя исключать никакую версию, даже теракт, – сказал «НГ» летчик Сергей Варзугин. – Могли попасть птицы в двигатели, могло быть некачественным топливо». При этом самолет Як-42 собеседник «НГ» считает достаточно надежным. Инициатива о сокращении авиакомпаний у Варгузина поддержки тоже не нашла: «Если мы – демократическое государство, почему мы должны запрещать кому-то работать?» Варгузин отмечает, что допущенная к полету техника всегда исправна, пока не выработан ее ресурс, поэтому вопрос о запрещении полетов Як-42 поднимать также не стоит.
Когда происходят такие катастрофы, первое, о чем можно говорить, – это отказ двигателей на взлете либо системы управления, а затем идут уже все остальные версии, рассказал корреспонденту «НГ» врио президента Ассоциации летного состава России Александр Гынку: «Ошибка экипажа представляется менее вероятной, поскольку погодные условия не были сложными». По словам Гынку, экипаж, по-видимому, прошел «точку принятия решения», и отказаться от взлета было уже невозможно.
Несмотря на то что все опрошенные «НГ» эксперты назвали сделанные в советское время самолеты крайне надежными, Гынку считает, что речь могла идти о совокупности причин, включая и «усталость металла». Для того чтобы точно оценить реальное состояние самолета, необходимо проводить крайне дорогое рентгенологическое исследование, которое будет стоить как новый самолет: «Понятно, что у нас его не проводят». Александр Гынку также замечает, что старый самолет начинили современной электроникой, как было, например, в трагедии под Смоленском. «Чудом было то, что после такой трагедии остались выжившие – по всей видимости, они находились в задней части самолета и их просто выбросило».
Ситуация под Ярославлем породила множество негодующих постов в блогах. Блогеры, в числе которых есть и политики, призывают к отставке министра транспорта Игоря Левитина. «Я – за ротацию кадров, – комментирует Гынку. – Сейчас, впрочем, речь идет о системном кризисе в отрасли. Сейчас эксплуатируются в основном советские самолеты или суда, как в случае с «Булгарией», причем более жестко, чем это было в советское время. Прежняя система контроля разрушена, а новую так и не построили». Источник «НГ» в авиационной отрасли поддержал Гынку, заявив, что «рыба гниет с головы»: «При нынешнем политическом устройстве масштабные заявления Медведева остаются словами, в то время как люди вынуждены жить в жесточайшем системном сбое».
Обоснованными намерения президента считает глава комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян: «Некоторые типы самолетов, особенно региональных, к которым относились Ил-42 и Ту-134, наиболее изношены». Причины этого явления, по мнению эксперта, в том, что «дальнемагистральной техники у нас покупалось много, а вот средне- и ближнемагистральной – гораздо меньше».
Собеседник «НГ» ожидает усиления господдержки на модернизацию этого парка – увеличение закупок «либо иностранных самолетов, либо наших моделей типа «Сухой» и «Суперджет», с огромным количеством иностранных компонентов».
Если государство действительно захочет быстрой модернизации авиапарка, процесс этот может пойти быстро, предполагает Данилов-Данильян. И, может быть, он не потребует очень больших денег, замечает эксперт: скорее нужны будут государственные гарантии. Отечественные самолеты дешевле, но они морально устарели. Жесткость заявлений президента, по мнению Данилова-Данильяна, вызвана трагедией, которая, может быть, ускорит решение проблемы.
Однако для этого «надо «пробить Минфин», замечает эксперт, потому что «скорость достигается гарантиями»: «Ведомство считает их элементом государственного долга и не хочет наращивать последний через увеличение гарантий». В соответствии с проектом бюджета до 2014 года, считает Данилов-Данильян, Минфин, очевидно, захочет наращивать долг путем прямых заимствований на зарубежном и внутреннем рынке, поскольку это необходимо для погашения дефицита бюджета и реализации различных государственных расходов: «Дополнительный навес в виде еще какого-то количества гарантий под ускоренную модернизацию самолетного парка может увеличить бремя госдолга с 17%, как это планируется по плану до 2014 года, до большей суммы. Минфин может оказать сопротивление, но тут нужна политическая воля – или парк модернизируется, или число катастроф будет увеличиваться».
Решение президента о сокращении числа малых компаний на рынке авиаперевозок тоже кажется логичным собеседнику «НГ»: «За рубежом малые компании занимаются малой авиацией. Которая осуществляет перелеты на небольшие расстояния – 200–300 километров. Дальние перевозки – прерогатива крупных фирм. Этот подход, очевидно, и имел в виду Медведев».
Проблема в том, подчеркивает эксперт, как будет осуществляться реформа. Он принципиально против любых силовых методов: «Надо проводить обследования и не выпускать на линии самолеты, которые не просто не соответствуют, но даже просто приближаются к несоответствию».