Фото Reuters
Вчера в 16.05 по московскому времени в Ярославле на подлете к аэропорту «Туношна» разбился самолет Як-42 авиакомпании «Як-Сервис». На борту самолета находился основной состав хоккейной команды «Локомотив» (Ярославль), сообщил Интерфаксу руководитель пресс-службы Управления МВД по Ярославской области. В самолете было 45 человек, из них 37 – хоккеисты и 8 человек экипажа. На момент подписания номера в печать МЧС РФ подтвердил гибель 43 человек. Состояние двух выживших – нападающего «Локомотива» Александра Галимова и бортинженера Сизова – расценивается как тяжелое.
Ярославская хоккейная команда «Локомотив» должна была 8 сентября провести матч в Минске с местным «Динамо». Накануне, 7 сентября, команда вылетела на самолете Як-42 в столицу Белоруссии. Однако, как сообщил источник Интерфакса в правоохранительных органах, при взлете с ярославского аэродрома «Туношна» Як-42 накренился влево и рухнул в 500 метрах от аэродрома. Как сообщают очевидцы с места трагедии, самолет представляет собой груду обгоревшего железа.
Причины произошедшего выясняются, возбуждено уголовное дело, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Трагедия с «Локомотивом» пополнила список авиакатастроф, повлекших гибель целых команд. Наиболее известные из них: 4 мая 1949 года – разбился сильнейший на тот момент итальянский футбольный клуб «Торино», 5 января 1950-го – советская хоккейная команда ВВС, неоднократно выигрывавшая союзное первенство, 5 февраля 1958 года – «Манчестер Юнайтед», 11 августа 1979 года – футбольный клуб «Пахтакор» из Ташкента. И вот вчера – ярославский «Локомотив».
«В составе разбившейся команды были хоккеисты из Швеции, Польши, Украины, Чехии, Германии, Белоруссии, Латвии, тренер из Канады, – отметил источник Интерфакса. – Однако костяк команды составляли россияне». Самый молодой игрок команды – гражданин России, 1991 года рождения.
Вчера же, в знак траура, был прерван и отменен хоккейный матч первого тура чемпионата КХЛ между командами «Салават Юлаев» (Уфа) и «Атлант» (Подмосковье).
Участники Мирового политического форума, проходящего в эти дни в Ярославле, минутой молчания почтили память погибших в авиакатастрофе самолета Як-42. Первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков, принимавший участие в работе форума в Ярославле, по поручению президента Дмитрия Медведева выехал на место авиакатастрофы. Вместе с Сурковым отправился и новый полпред президента России в Центральном федеральном округе Олег Говорун.
Як-42 и его модификации (по классификации НАТО – Clobber – «хлам, старье») – среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 70-х годов прошлого века для замены технически устаревшего Ту-134. Самолет выпускался Смоленским авиационным заводом (1977–1981), а чуть позже, в 1978 году, был налажен выпуск на Саратовском авиазаводе. Всего выпущено 188 самолетов, последние – в 2009 году. Можно отметить, что на сегодняшний день износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР. Берет на борт 120 пассажиров, летает на дальность в 2900 км.
Даже самого беглого перечисления технических и технологических катаклизмов, происходящих именно в конце августа – начале сентября, вполне достаточно, чтобы предположить: что-то в этот период притягивает к себе катастрофические события. Особенно это касается именно происшествий на воздушном транспорте.
29 августа 1996 года – катастрофа самолета Ту-154 над Шпицбергеном (141 человек погиб); 24 августа 2004 года – катастрофа Ту-154, взорванного террористкой-смертницей над Ростовом-на-Дону (46 человек погибли); август 2006 года – катастрофа российского авиалайнера Ту-154 под Донецком, в которой погибли 170 человек┘ И вот, вчерашняя катастрофа Як-42 под Ярославлем.
Что происходит? В августе–сентябре – пик перевозок всеми видами транспорта и одновременно наиболее опытные и подготовленные кадры уходят в отпуск, зачастую рейсы выполняют резервные экипажи летчиков. Недаром психологи подтверждают: август – самый «расслабленный» месяц. Техника буквально мстит нам за это безжалостно.
Между тем, по прогнозу компании Forecast International, за десять лет (2006–2015 годы) в мире будет произведено 7907 пассажирских авиалайнеров на общую сумму 770 млрд. долл. В 2004 году авиакомпании США перевезли 688 млн. пассажиров (в 2003 году – 642 млн.).
По оценкам Контрольной палаты США, в 2015 году авиатранспортом воспользуются более 1 млрд. пассажиров. При этом с каждым годом растет не только число пассажиров, но и количество задержанных полетов (в 2004 году было зафиксировано 1,4 млн. задержек, в 2003-м – 1,2 млн.).
Бороться с этим невозможно. Но вот использовать этот факт для повышения безопасности – это вполне возможно. Например, более ответственным составлением графиков отпусков сотрудников, обслуживающих сложные технические объекты.