Новый президент Абхазии, безусловно, окажет влияние на курс страны и характер отношений с Россией. Поэтому для Москвы, взявшей на себя бремя ответственности за судьбу Абхазии, имеет значение, кто же персонально выиграет эти выборы: нынешний премьер Сергей Шамба или вице-президент Александр Анкваб. Именно поэтому после смерти экс-президента Багапша наблюдался своеобразный кастинг основных претендентов – их личные встречи с Путиным и другими высокопоставленными российскими чиновниками. Соответственно за эти три месяца подготовки к внеочередным выборам в Сухуме в Москве обозначились круги лоббистов, двигающих интересы своих заказчиков.
Однако насколько сильно Москва может повлиять на результат выборов в Абхазии, а затем, в перспективе, на политику своего протеже? Собственно, если оглянуться вокруг, стоит задать вопрос: а где мы видим на постсоветском пространстве у власти пророссийского президента? Даже в медиапространстве Абхазии все меньше места для однозначно положительных коннотаций в отношении «ресурса» Москвы. Что же касается скрытой от глаз, но весьма возможной финансово-политической поддержки определенного кандидата, то здесь огромный знак вопроса уже для самой Москвы.
Напомним, что осенью 2004 года за пост президента в буквальном смысле сражались Сергей Багапш и в то время с ярлыком пророссийского Рауль Хаджимба. Но выборы, как ни странно звучит, благодаря этим традиционно-клановым правилам были организованы как честное соревнование. В итоге Кремлю пришлось приглашать обоих кандидатов в российскую столицу и визировать законную победу не своему кандидату. Сегодня, даже в условиях более управляемого под нужный результат процесса выборов в сравнении с 2004 годом, получить победу кандидату «от Москвы» также практически малоосуществимая задача. Парадокс в том, что России, безусловно, необходим управляемый президент Абхазии, но при этом паблисити – «кандидатура Москвы» – в Абхазии больше не работает.
В Москве сложилось аргументированное мнение, что Абхазия могла бы отплатить за громадную поддержку, что осуществлялась после 2008 года и отчасти на протяжении последних 10 лет. В Абхазии имеются месторождения угля, свинцово-цинковых и молибденовых руд, барита, серебра, никеля и меди. Есть вероятные месторождения нефти. Все это является объектом интереса России. Но главный бонус – в идее Москвы взять в аренду приграничную к России часть земли от реки Псоу до реки Бзыпь. Сюда попадает Гагрский район целиком, Пицунда и озеро Рица. Иными словами, все «золотые места» бывшего всесоюзного отдыха – при должной раскрутке они могли бы стать источником доходов и дополнением к рекреационным возможностям Сочи в преддверии Олимпиады. Сергей Багапш, мастер компромисса, так и не решился согласиться на это предложение. Как поступит новый президент? Кроме российских инвесторов Абхазия может обнаружить ряд других интересных предложений.
Существует один весьма серьезный механизм сдерживания Абхазии в орбите России – это мародерски-трофейная психология населения и большей части элиты. Такой диагноз поставил авторитетный сухумский экономист Артур Миквабия. Иждивенческий подход к развитию страны с определенного момента доминирует в сознании местного общества. Действительно, 90% средств на содержание Абхазии приходит из России. Комплексный план Москвы, рассчитанный на 2010–1012 годы, предусматривает предоставление Абхазии помощи на общую сумму 10,8 млрд. руб. Если разделить сумму государственного долга на количество живущих в Абхазии людей, получится, что каждый житель имеет долг в размере 15 тыс. долл. При этом количество дорогих иномарок на прибрежной трассе и в Сухуме выходит далеко за границы этого условного критерия бедности. Откуда доходы? Ответ – мощная система коррупции власти, распиливающая российскую помощь.
На уровне частногражданских отношений ситуация далека от курортного гостеприимства. Цены на недвижимость и землю взлетели в разы. В оборот пошли разграбленные и сожженные грузинские дома, остовы которых ранее были в неприкосновенности. Однако легально узаконить приобретение собственности иностранцы, то есть россияне, не могут. На рынке недвижимости процветают махинации и обман. Кроме того, неутешителен результат работы совместной комиссии, разбиравшей проблемы россиян, потерявших собственность в ходе бегства от ужасов войны и последовавшего упадка. Сухум отказался восстанавливать их права на недвижимость. Это, конечно, не положительное начало для двусторонних отношений.
Но хозяйственные споры – только видимая вершина проблем. Абхазия становится большей обузой, чем ряд кавказских субъектов Федерации, известных неспокойным нравом. Проблема в том, что Абхазии нужны не просто абстрактная трансформация и восстановление экономики. Необходима жесткая авторитарно-модернизационная власть, способная изменить устои, «осушить болота», образованные отсталым патриархальным укладом.
Наконец, России нужна Абхазия не как самоцель, а как страна привлекательная и дружественная к другим народам. Такая Абхазия будет инструментом для достижения более масштабной цели, а именно – восстановления комплексных отношений с Грузией.